Как из магазинов разного формата была создана крупнейшая сеть гипермаркетов Китая
Auchan, Alibaba и Ruentex Group создали крупнейшую сеть гипермаркетов в Китае – RT-Mart, принадлежащую Sun Art Retail Group. Выручка компании за 2017 год превысила $14,3 млрд. В середине 2018 года RT-Mart насчитывала 395 интегрированных гипермаркетов в Китае с общей площадью 9,9 млн кв. м. Численность сотрудников — более 147 000 - пишет Retail.ru
Благодаря чему компания смогла добиться таких впечатляющих успехов?
От текстиля к ритейлу
История Sun Art Retail Group началась в Шанхае в 1943 году с производства и торговли текстилем. В 1945-м компания перемещается на Тайвань, так как материковый Китай охвачен гражданской войной. Тогда компания называлась Runtai Global, а в 1976-м сменила название на Ruentex Group. В 60-е годы компания вышла за рамки своего бизнеса и начала проникать в самые разные сферы тайваньской экономики — начиная от страхования и заканчивая строительством.
В том числе Ruentex Group начала открывать магазины и заниматься розничной торговлей, пока в 1996 году полностью не переориентировалась на ритейл, основав сеть гипермаркетов RT-Mart. Уже в 1997-м сеть выходит за пределы Тайваня, открывая первый гипермаркет RT-Mart в Шанхае.
Стремясь расширить бизнес, Ruentex Group объединяется с другим тайваньским ритейлером Treasure Island Shopping Center и активно осваивает рынок материкового Китая, благодаря чему доходы компании начали резко расти. Так, уже в 1999 году доходы RT-Mart достигли 24 млрд юаней ($3,3 млрд).
Объединение с Auchan
Судьбоносным для тайваньской компании стал 2000 год, когда Ruentex Group начала сотрудничать в Китае с французской компанией Auchan. В декабре 2000 года Ruentex Group и Auchan подписали соглашение, по которому 67% акций RT-Mart стали принадлежать французам. Тогда же было принято решение основать совместную холдинговую компанию Sun Art Retail Group, штаб-квартира которой располагается в Гонконге. Магазины Auchan начали открываться в материковом Китае вместе с RT-Mart, отделения обеих сетей в Китае принадлежали Sun Art Retail Group.
Французский ритейлер по сути оказался «спасательным кругом» для Ruentex Group, так как на рубеже XXI века вся Азия переживала тяжелый финансовый кризис, и тайваньская компания столкнулась с дефицитом финансирования. Одновременно для Auchan объединение с Ruentex Group позволило выйти на еще неосвоенный западными ритейлерами китайский рынок.
Путь к успеху
К 2008 году RT-Mart открыл уже более 100 гипермаркетов по всему Китаю, добившись роста выручки на 31% до 33,5 млрд юаней. А через два года доходы компании выросли до 50,2 млрд юаней, что сделало RT-Mart самым быстрорастущим ритейлером в мире.
Одна из главных причин успеха RT-Mart заключается в расширении магазинов путем поглощения местных несетевых магазинов.
В конце 2013 года Sun Art Retail Group запустил платформу для электронной коммерции Feiniu.com, что также ускорило темпы роста компании. Уже в 2016 году объединенная компанией Sun Art Retail Group сеть гипермаркетов RT-Mart и Auchan China стала самой крупной в Китае, и удерживает эти позиции уже третий год подряд.
Свежее, дешевое, качественное и выгодное
В гипермаркетах RT-Mart посетители могут купить практически все: бытовую технику, электронику, книги, одежду, предметы интерьера, косметику, товары для детей и продукты питания. Каждый продуктовый отдел обустроен собственными пекарнями и фуд-кортами, где готовят блюда китайской, гонконгской и тайваньской кухни. В зависимости от расположения торгового центра в нем могут размещаться автомастерские, почтовые отделения, круглосуточные магазины и аптеки.
Девиз RT-Mart — «Свежее, дешевое, уютное и выгодное». Сеть супермаркетов пытается следовать своей философии.
Так, «свежесть» объясняется не только буквально, как свежесть продуктов питания, но и как новизна и качество товаров домашнего обихода и одежды. С «дешевизной» все проще — благодаря сотрудничеству с Auchan RT-Mart продает не только китайские, но и зарубежные товары по невысоким ценам.
А вот «удобство» RT-Mart объясняет уже с традиционными для Китая отсылками к феншую. Так, построение торговых рядов магазин основывает на каллиграфии иероглифа 丰, где вертикальная линия — главный проход магазина, а три горизонтальные линии — товарные ряды. Так строится «география» как всего торгового центра, так и всех магазинов, которыми он наполнен. Кроме того, 丰 в переводе с китайского означает «богатый» – довольно символично.
Замыкающая же составляющая девиза — «выгода» — исходит из сочетания первых трех обязательных признаков RT-Mart.
Присоединение Alibaba к конгломерату
В ноябре 2017 года гигант китайской электронной коммерции Alibaba приобрел 38,18% акций Sun Art Retail Group. Благодаря этому компания получила выход на физические магазины Китая.
«Физические магазины играют незаменимую роль для потребителей, и они должны быть усовершенствованы за счет использования интернет-технологий и персонализированных услуг в цифровой экономике», — заявил исполнительный директор Alibaba Даниэль Чжанпосле покупки акций Sun Art Retail Group.
Лидер электронной коммерции начал оживлять онлайн-платформу Feiniu.com. Основанная еще в 2013 году, когда интернет-торговля только начинала пронизывать китайский рынок, особых успехов она не добивалась, отставая от JD.com, сотрудничающего с Walmart.
«Часовая» доставка и беспилотные Ашан
В марте 2018 года Sun Art Retail Group вместе с Alibaba запустили специальную «часовую» доставку на Feiniu.com, когда товар доставляется заказчику в течение часа. Такая быстрая доставка уже пользуется большой популярностью у китайских потребителей.
А в мае 2018 года Китай начали заполнять беспилотные малогабаритные магазины Auchan One Minute. Двери в такие магазинчики открываются только тогда, когда клиент сканирует QR-код своего аккаунта WeChat. Покупатель выбирает необходимые продукты и самостоятельно оплачивает их со своего мобильного телефона. В телефоне он же может узнать цену, срок хранения и пищевую ценность продукта. Вся оплата проводится через Alipay — платежную систему Alibaba. К августу 2018 года по всей Поднебесной открылось уже 200 отделений Auchan One Minute.
Лавки TMall
Уже несколько лет Alibaba, не раз отмечавший важность физических магазинов, продвигает проект TMall Little Store. Суть проекта очень проста: Alibaba «оцифровывает» небольшие независимые магазины, предлагая им включаться в программу TMall Little Store. Alibaba пополняет ассортимент таких магазинов товарами, наиболее популярными у онлайн-покупателей TMall в регионе/районе, где расположен магазин. Благодаря сотрудничеству с Sun Art Retail Group, многие лавки и небольшие магазинчики, обычно располагающиеся при входах в гипермаркеты, «одеваются» в атрибутику TMall и тем самым способствуют развитию сектора физических магазинов Alibaba.
Sun Art Retail Group представляет собой пример успешного сотрудничества ритейлеров разных профилей из разных стран. Благодаря опыту Auchan, Sun Art Retail Group развил сеть гипермаркетов по всему Китаю. Инновационный подход Alibaba позволил «оцифровать» успехи физических магазинов компании и продвигаться одновременно по пути электронной коммерции. Все это делает Sun Art Retail Group на данный момент крупнейшей сетью гипермаркетов в КНР.