Обзор рынка продовольственного ритейла Южной Украины
Регион Южной Украины включает в себя Николаевскую, Херсонскую, Одесскую область и Крым. Он занимает 18% территории Украины и в нем проживает 15% населения страны. Доля региона в суммарном розничном товарообороте нашей страны составляет 15%.
Табл. 1. «Основные макроэкономические показатели развития розничной торговли Южной Украины»
В регионе насчитывается порядка 22 торговых сетей. Примечательным есть довольное большое количество локальных сетей в этом списке.
Табл. 2. «Продовольственные операторы розничной торговли Южной Украины»
Среди характерных особенностей развития региона можно выделить такие:
• во-первых, это уже упомянутая большая концентрация в регионе местных сетей, особенно в Одессе («Обжора», «Копейка», «Наталка», «Виртус», «Пятый Океан», «Оскар», «Ален»);
• из крупных сделок следует выделить поглощение крымской сети «Ален» компанией BT Invest;
• компания «ЕКО-маркет» (один из самых агрессивных ритейлеров последних лет) стала собственником херсонской сети магазинов «Струмок»
• и последним знаковым событием в ритейле региона можно назвать тот факт, что именно из Одессы начнет свое развитие в Украине сеть гипермаркетов REAL (открытие первого магазина сети намечается в августе 2009 года).
Среди самых популярных форматов магазинов у населения региона – опять же супермаркеты, где жители оставляют 46% от всего суммарного товарооборота, на 2-ом месте – гипермаркеты.
Диагр. 1. «Самые популярные форматы магазинов самообслуживания в Южной Украине, %»
Почти 65% рынка розничной торговли Южной Украины приходится на четыре компании – «Таврия-В», «Фоззи Групп», «Фуршет» и METRO.
Диагр. 2. «Основные игроки на рынке продовольственного ритейла Южной Украины»
По показателю количества торговых точек в регионе на первом месте «Фоззи Групп» , развивающая все три свои формата здесь. Компания «Таврия-В» насчитывает в Южной Украине 28 магазинов.
Диагр. 3. «Рейтинг продовольственных сетей Южной Украины по количеству торгових точек, шт»
В г. Николаев, несмотря на наличие большой группы местных сетей (таких как «Гиппо», «Пятый океан», «Южный Буг») лидерство и по товарообороту, и по суммарной торговой площади удерживает «Велика кишеня».
«Николаев – распределение по суммарному товарообороту»
«Николаев – распределение по совокупной торговой площади»
В Херсоне 27% суммарного товарооборота продовольственных магазинов в формате самообслуживания дает сеть «ЕКО-маркет», причем в лидеры по этому показателю она вышла недавно – после приобретения сети «Струмок». По суммарной торговой площади в городе лидирует местная компания «Оскар».
«Херсон – распределение по суммарному товарообороту»
«Херсон – распределение по совокупной торговой площади»
В Одессе, как уже было сказано, развиваются много местных сетей и лидерство по обоим показателям прочно удерживает сеть «Таврия-В».
«Одесса – распределение по суммарному товарообороту»
«Одесса – распределение по совокупной торговой площади»
Ну, и наконец, в городе Севастополь в Крыму до последнего момента монопольное положение на рынке продовольственного ритейла занимала сеть «Ален» - соответственно 61% товарооборота и 9500 кв.м собственных торговых площадей. На много от нее отстали и «Фоззи Групп», и «Велика кишеня», и другие.
«Севастополь – распределение по суммарному товарообороту»
«Севастополь – распределение по совокупной торговой площади»
Источник: GT Partners Ukraine