Что и как покупают украинцы в интернете: исследование GfK и OLX
По данным апрельского исследования GfK, каждый третий интернет-пользователь в Украине покупает товары онлайн. Около 82% при этом сделали от 5 до 20 покупок в сети за последний год, а еще 17% покупали больше 20 раз - пишет RAU.
Согласно статистике GfK, средний доход покупателя, совершающего покупки онлайн, составил 5600 грн, что на 44% больше, чем у тех, кто не совершают покупки в сети. Интернет-покупатели чаще всего приобретают бытовую технику и электронику.
По версии GfK, в топ-3 категории самых популярных товаров вошли (по количеству покупателй категории от общего числа онлайн-покупателей):
- Бытовая техника и электроника — 45%
- Одежда — 43%
- Косметические товары и парфюмерия — 37%
Подобная статистика прослеживается и на платформе OLX, которая остается наиболее узнаваемым брендом на рынке сервисных объявлений (92% респондентов ответили, что знают ресурс, 77% при этом его используют).
Так, с начала 2019 года на платформе чаще всего покупали электронику, детские вещи — более 1,2 млн проданных товаров. Одежда и косметика из категории «Мода и стиль» также попали в топ-3, с показателем в 1,1 млн товаров за последние полгода.
Исследование GfK также показало, что по сравнению с осенью 2018 выросли продажи товаров для дома. Это подтверждают и данные OLX — четвертую позицию в рейтинге товаров, которые покупают на платформе чаще других, возглавила категория «Дом и сад», — больше 600 000 товаров, указанных как проданные, за последние полгода.
Как и в прошлые годы, мотивация для покупки онлайн для разных товаров бывает разная. Например, покупатели товаров для детей, мебели и одежды называли в качестве главной причины «более низкую цену в интернет-магазине по сравнению с обычным магазином».
Респонденты, которые в основном заказывали одежду и мобильные телефоны (не смартфоны) отвечали, что им не нравится ходить по магазинам и выбирать товар.
Портрет украинского онлайн-покупателя
Интернет-покупатели распределились по Украине следующим образом:
- Центральная Украина — 24%
- Западная Украина — 23%
- Южная Украина — 17%
- Восточная Украина — 13%
- Северная Украина — 12%
- Киев — 10%
Интересно, что 10% всех онлайн-покупателей сосредоточились в Киеве. То есть в столице почти их столько же, сколько на всем Севере или Востоке страны.
Согласно исследованию GfK, возрастные рамки среднестатистического украинца-покупателя — 26-35 лет. Среди тех, кто совершал покупки через смартфон или планшет, около 51% делали это через специальное приложение. Тенденция к использованию мобильных устройств вместо ПК во время онлайн-шоппинга также заметна в статистике OLX — в среднем ежедневно 75% пользователей заходят на платформу именно через мобильные устройства.
Больше всего новых пользователей приложения olx.ua было с Android. В мае количество загрузок составило 350 000, что в 8 раз превышает загрузки с iOS.
По данным платформы OLX, средний чек на одежду за полгода составил 240 грн.
Средний чек на разные товары
Онлайн-покупатели Украины тратят на хобби и отдых примерно столько же, сколько на покупку электроники. А вот средний чек крупных товаров из рубрики «Дом и сад» составляет всего 420 грн. Лидер по суммам трат — автотовары и запчасти для транспорта.
Согласно результатам исследования GfK, получение покупки через офис курьерской службы — самый популярный вариант. Пользователи OLX также выбирают этот канал доставки. В среднем с начала 2019 года через OLX доставку совершено уже более 400 000 отправлений. Около 3500 товаров отправляют ежедневно, а средний чек покупок с доставкой составляет 850 грн.
Доверие к cashless растет
Большинство онлайн-покупателей предпочитают безналичный расчет на торговой площадке — 38%, на втором месте оплата наличными курьеру — 22%. Перечислять средства на банковскую карточку продавца готовы 15% покупателей, несколько реже оплачивают товар по накладной — 12%. К безналичной оплате респондентов побудили разные факторы: выгодная цена, бонусы за оплату карточкой, безопасность, уверенность в интернет-магазине.
Справка. OLX — один из крупнейших онлайн-бизнесов в Украине. База площадки насчитывает 11,8 млн объявлений и ежемесячно пополняется более чем на 3 млн новых предложений. По данным Gemius cервис является самым посещаемым в стране после Google, Youtube и Facebook. Каждый второй украинский онлайн-пользователь заходит на OLX минимум раз в месяц. Сервис входит в ТОП-10 самых посещаемых торговых площадок мира. А мобильное приложение OLX установлено на каждом третьем украинском смартфоне и занимает первую позицию в категории “Покупки” для IOS и Android по данным SimilarWeb. На OLX в год продается товаров на более чем $1 млрд, а это половина годового оборота рынка e-commerce в стране.
Исследование GfK проводилось методом онлайн-интервью в течение апреля 2019 среди Интернет-пользователей по всей Украине. Выборка — 1000 респондентов.