Опубликовано

Локальные рынки торговой недвижимости в Украине приближаются к порогу насыщения – эксперт

Активность международных и украинских ритейлеров оживила интерес девелоперов к строительству торговой недвижимости во всех крупных городах Украины, сообщили агентству "Интерфакс-Украина" в консалтинговой компании UTG (Киев).

"Падение потребительских настроений в странах Европы, стремительное развитие online-торговли, высокий уровень конкуренции в сегменте одежды и обуви, рост зарплат персонала привели к снижению маржи доходности и нагромождению товарных запасов у крупнейших европейских ритейлеров, вынудили их искать новые рынки сбыта, стимулировали к выходу и к открытию магазинов на рынках не охваченных ранее стран", - сказал руководитель департамента стратегического консалтинга UTG Константин Олейник.

Так, после долгих лет переговоров на национальный рынок Украины начали выходить возвращаться представленные ранее ведущие международные ритейлеры: H&M, Decathlon, Koton, Defacto, Polo Ralph Lauren, Kilian, AllSaints, PennyBlack, Tru Trussardi, Laurel, XTI, Santoni, Jo Malone, Daniel Hechter и др.

"Активность ритейлеров оживила интерес девелоперов к торговой недвижимости и во всех крупных городах Украины были возобновлены работы на строительных площадках", - отметил эксперт.

По его данным, к концу 2019 года на разных стадиях реализации (строительство, подготовительные работы, концепция) в столице и ближайшем пригороде находятся 44 проекта совокупной арендной площадью 1,46 млн кв. м, в Одессе – 15 проектов совокупной арендной площадью 419,4 тыс. кв. м, в Днепре – более 100 тыс. кв. м, в Харькове – более 124 тыс. кв. м, во Львове – более 80 тыс. кв. м.

При этом покупательская способность и потенциал торговых площадей ограничены размером заработных плат (в Киеве - 16 249 грн; в Одессе – 9 473 грн; в Харькове - 9 453 грн, во Львове – 9 729 грн), динамикой их прироста, размером потребительских расходов (в Киеве - 62,2% от совокупного семейного дохода; в Одессе – 67,6%; в Харькове - 62,9%, во Львове – 71,80%) и ростом услуг ЖКХ, содержания/аренды жилья, проезда, транспорта, связи, образования, медицины, а также уровнем инфляции и обменного курса национальной валюты.

Кроме того, на успешность функционирования торговой недвижимости оказывает значительное влияние объем и структура существующего предложения. Так, в Киеве представлены пять региональных, 27 окружных, 24 микрорайонных, 19 специализированных и 32 отдельно стоящих гипермаркета общей площадью немногим более 1,6 млн кв. м. Действующее предложение Одессы – 449,1 тыс. кв. м, Харькова – 503,4 тыс. кв. м, Львова – 399,1 тыс. кв. м.

При этом торговое предложение постоянно увеличивается. Только за 2019 год в Киеве уже открылись микрорайонные ТЦ Smart Plaza Obolon (GLA = 11,8 тыс. кв. м) и ТЦ "Оазис" (GLA = 7,8 тыс. кв. м), региональные – ТРЦ River Mall (GLA = 62,2 тыс. кв. м) и Blockbuster Mall (GLA = 135 тыс. кв. м), специализированный "Аракс" в Ходосовке (GLA = 10 тыс. кв. м) и street-retail на ул. Г.Кирпы, 2 (GLA = 2,5 тыс. кв. м).