Опубликовано

Топ-10 самых дорогих мировых брендов из ритейла

Amazon стал первым ритейл-брендом, стоимость которого превысила $200 млрд и третий год подряд сохраняет звание самого ценного бренда в мире по версии Brand Finance.

Согласно данным рейтинга Brand Finance Global 500 2020, который ежегодно составляет консалтинговая компания Brand Finance, самыми дорогими брендами в мире в 2020 году остаются Amazon, Google и Apple. Лидер рейтинга – гигант интернет-торговли Amazon – за год подорожал почти на 18%: с $187,91 млрд до $220,79 млрд, сохраняя первое место третий год подряд. Apple, напротив, сдал свои позиции на 8,5% (до $140,52 млрд), уступив второе место в рейтинге компании Google, которая повысила стоимость своего бренда на 11,9%, до $159,72 млрд.

Эти данные отличаются от других подобных рейтингов, использующих иную методологию. В частности, Brand Finance рассчитывает стоимость брендов, используя метод, соответствующий отраслевым стандартам, установленным в ISO 10668. Он включает оценку будущих доходов путем расчета ставки роялти, которую компания могла бы взымать за использование торговой марки. В результате «ценность бренда» понимается как чистая экономическая выгода, которую получит владелец бренда.

По словам гендиректора Brand Finance Дэвида Хейга, это исследование Brand Finance выявило убедительную связь между сильными брендами и показателями фондового рынка. Как оказалось, инвестиции в компании с высоким брендом приведут к доходу, почти вдвое превышающему средний показатель по S&P 500 в целом.

Фото: RAU

Лучшие по цене и качеству

Сорок пять брендов из сферы ритейла включены в рейтинг этого года. Их общая стоимость достигла $794 млрд, что делает этот сектор третьим по «цене бренда» после технологий и банковского дела. Всего 500 торговых марок, включенных в рейтинг, «стоят» чуть больше $7 трлн, из которых на ритейл приходится 11,3%.

Как отмечают эксперты, супермаркеты и рестораны быстрого обслуживания имеют умеренно позитивную репутацию в целом. В то же время эти две категории входят в лидеры по соотношению цена/качество по мнению потребителей.

Традиционный ритейл сохраняет позиции

Среди традиционных ритейлеров в первую десятку самых ценных брендов мира в топ-500 в этом году вошел Walmart с показателем в $77,52 млрд. Это на 14% больше, чем год назад, что обеспечило ему подъем с 11-го на 8-е место. Помимо приверженности своей программе расширения на ключевых рынках, Walmart сконцентрировался на инновациях, благодаря партнерству с Microsoft и запуску Alphabot — роботов, которые собирают и упаковывают онлайн-заказы продуктов с большой скоростью.

По данным Brand Finance, немецкие дискаунтеры Lidl ($12,4 млрд) и Aldi ($14,3 млрд) стали самыми быстрорастущими брендами в розничной торговле, доказывая, что не только электронная коммерция может обеспечить успех в секторе. За год они увеличили свою стоимость на 40% и 37% соответственно.

Как отмечают эксперты, эти сети отвоевали долю рынка у своих конкурентов – обычных супермаркетов. Первоначально конкурируя за лидерство в ценах, обе сети постепенно завоевали доверие и лояльность своих клиентов. Однако эти продуктовые ритейлеры должны будут дифференцировать себя, чтобы продолжать успешно расширять свое влияние в глобальном масштабе.

Успех digital не вечен

В будущем, по мнению, экспертов, сложности ждут и Amazon, который сейчас представляет собой не только крупнейший в мире маркетплейс, но также инвестирует в облачные вычисления, искусственный интеллект, цифровое потоковое вещание, логистику и стремится войти в другие отрасли.

Тем не менее, большая часть доходов Amazon по-прежнему поступает от розничной торговли, и проблемы с основными операцямий компании могут привести к снижению темпов роста стоимости бренда в будущем. Например, в ноябре 2019 года было объявлено, что Nike больше не будет продавать свои товары на Amazon из-за развития собственных каналов прямых продаж. Этот fashion-ритейлер за год нарастил свою ценность на 7%, заняв 40-е место в рейтинге, обгоняя китайские онлайн-магазины из группы Alibaba.

Поэтому не исключено, что Amazon придется бороться с другими крупными брендами, которые последуют примеру Nike, а это может подорвать его репутацию «всеобщего магазина».

Другая проблема связана с будущим международного бизнеса Amazon, который зависит от многих факторов. От экологического противостояния в Европе до негативной реакции местных ритейлеров в Индии и насыщения рынка электронной коммерции в Китае со стороны Alibaba и его дочерних компаний. Кстати, сам Alibaba в этом году вошел в первую сотню самых дорогих брендов мира, нарастив свою ценность почти на треть, до $18,82 млрд.

По мере того, как новизна работы в цифровом пространстве проходит, некоторые интернет-магазины начали терять в стоимости бренда, в то время как обычные «кирпичные» магазины научились успешно приспосабливаться к меняющемуся рынку и получать прибыль.

Например, в отличие от успеха Amazon, стоимость бренда eBay продолжает падать, упав на 9% до $8,2 млрд, несмотря на то что число активных покупателей неуклонно росло в течение последнего года и достигло впечатляющих 183 миллионов.