Заморозка овощей, фруктов и ягод в Украине – экспортная выручка резко выросла в декабре
По информации аналитиков EastFruit, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру рынка в 2019 году, производство замороженных овощей, фруктов и ягод в Украине продолжало динамично развиваться. Соответственно, даже при существенном укреплении курса национальной валюты страны к доллару и евро, экспорт продолжал расти. В частности, за первые семь месяцев сезона 2019/20 годов экспортная выручка Украины от замороженной плодоовощной продукции увеличилась до $67,5 млн – больше было получено в этой группе товаров только от экспорта грецких орехов.
Интересно отметить, что до ноября темпы экспорта замороженных овощей, фруктов и ягод отставали от прошлогодних, однако в декабре 2019 года экспорт резко активизировался. В частности выручка от экспорта замороженных овощей выросла почти в два раза по отношению к декабрю 2018 года, а выручка от экспорта замороженных ягод и фруктов – на 78%. Всего же за календарный 2019 год экспорт плодоовощной заморозки принёс Украине $97,2 млн выручки или 29% от всего экспорта овощей, фруктов, ягод и орехов. Грецкий орех обеспечил ещё 46% экспортной выручки или $155,4 млн. Таким образом, на орехи и плодоовощную заморозку пришлось три четвёртых всего плодоовощного экспорта Украины.
«Если до 2019 года главной проблемой для ягодного бизнеса Украины был дефицит мощностей по заморозке, то в этом году главной проблемой стал уже дефицит сырья. Дело в том, что много площадей малины садоводам пришлось раскорчевать в виду убыточности производства, а в это же время появилось много новых предприятий по заморозке малины и других ягод, фруктов и овощей, что привело к кардинальному изменению ценовых тенденций на рынке. Спрос на многие ягоды и фрукты для заморозки в 2019 году по факту существенно превысил предложение, а цены резко выросли, как мы и прогнозировали ещё в начале сезона», - говорит Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Сейчас многие производители замороженных ягод жалуются на очень низкий уровень спроса на готовую продукцию, которая хранится на складах. Особенно эта проблема в текущем сезоне коснулась тех, кто замороживал землянику садовую (клубнику) и чернику дикорастущую. Многие во время сезона массовой уборки этих ягод слишком взвинтили цены, опасаясь дефицита сырья.
«Рост мощностей по заморозке ягод тянет за собой и увеличение производства замороженных овощей. Выручка от их экспорта остаётся сравнительно невысокой по отношению к выручке от экспорта замороженных ягод, но растёт она быстрее, чем выручка от экспорта ягод. Главной проблемой для дальнейшего развития овощной заморозки в Украине на экспорт является преодоление барьера понимания специфики выращивания сырья для заморозки овощеводами. Несмотря на то, что цены на овощи для заморозки, такие как брокколи, цветная капуста, перец и т.п. обычно ниже, чем на свежем рынке, общая прибыль такого бизнеса может быть намного выше, чем от выращивания этих же овощей для свежего рынка. Дело в том, что производитель может выращивать намного большие объёмы овощей для заморозки, чем для реализации на свежем рынке. Это уже давно поняли в соседней Польше и зарабатывают на этом сотни миллионов долларов», - отмечает Андрей Ярмак.