Опубликовано

В России массово закрываются сети супермаркетов – что это значит для плодоовощного бизнеса

Массовое закрытие магазинов и банкротство целых сетей супермаркетов в 2018-2019 годах в России уже стало привычным явлением. Продолжающееся падение реальных доходов населения, сложности с обеспечением необходимого ассортимента в связи с многочисленными эмбарго, увеличение налоговой нагрузки и давления контролирующих органов – эти причины отката в развитии розничной торговли чаще всего называют операторы розничного рынка России.

Самое громкое банкротство случилось в декабре 2019 году. Полностью обанкротилась компания «Интерторг», управлявшая сетью из 436 магазинов под франчайзинговым брендом «Spar» и «Народная семьЯ». При этом оборот компании, по разным оценкам, достигал 70 млрд. рублей – около $1,1 млрд.

Многие федеральные и региональные сети тоже сокращали количество магазинов. Некоторые же не закрывали их полностью, а переходили на более мелкие форматы и снижали торговые площади, отдавая в аренду или субаренду высвободившиеся площади, если на них был спрос. Очень много было шумихи относительно закрытия десятков магазинов сети «Ашан» (Auchan), которая, по оценкам экспертам, вынуждена была снизить объёмы продаж в России. Сокращались продажи и METRO Cash & Carry, которая сейчас ищет спасения в углублении работы в формате В2В. Убыточная сеть «Карусель», по слухам, на грани закрытия. Аналогичные проблемы у сети супермаркетов «Лента».

Зато сети формата, который иногда называют «трэш» или «жёсткий дискаунтер», то есть очень низкое качество и очень низкая цена, очень хорошо развивались. Ярким примером является сеть «Светофор», которая вошла в десятку самых крупных сетей России. Они могли предложить ограниченный ассортимент не самых лучших товаров, однако предлагали их в среднем на 20% дешевле, чем конкуренты.

Также активно развивается он-лайн ритейл, который продолжает расти высокими темпами. По прогнозам экспертов, сегмент продажи продуктов питания онлайн может более чем удваиваться в России ежегодно.

Аналитики EastFruit отмечают, что откат назад в развитии ритейла России влияет непосредственно на производителей плодоовощной продукции и трейдеров, для которых розничные сети – это один из главных рынков сбыта продукции. Кстати, для российских импортёров овощей и фруктов альтернативы сетям супермаркетов вообще практически нет.

Если говорить о фермерах, то большинство из них не может поставлять продукцию в федеральные сети, так как они требуют больших объёмов и регулярности поставок. Поэтому они вынуждены работать через посредников. Однако с региональными сетями они работают очень активно. Поэтому закрытие региональных сетей негативно влияет на садоводов, картофелеводов и овощеводов.

Дробление, то есть уменьшение розничных форматов торговли также негативно сказывается на фермерах, ведь растёт стоимость логистики, а значит фермер, в любом случае, получит меньше, так как он последний в очереди на получение денег, уплаченных потребителем. Поэтому многочисленные магазины у дома – это головная боль для фермера. Аналогично и для импортёров – увеличение количества точек и уменьшение средней площади и среднего чека – это скорее минус, чем плюс.

Кстати, банкротство «Интерторга» привело к большим убыткам для множества поставщиков, среди которых были и импортёры овощей и фруктов и местные трейдеры, и российские тепличные комбинаты и трейдеры.

Многие участники рынка надеются, что 2020 год позволит остановить тенденцию регресса розничной торговли в России. Однако год начался не самым лучшим образом – заблокированные поставки фруктов из Китая уже оказали негативное влияние на плодоовощную торговлю. В других сегментах, вероятнее всего, возникают те же самые проблемы. А снижение оборота будет вынуждать сети сокращать количество магазинов, отказываясь от убыточных торговых точек.