Евгений Чернолуцкий: Почему маркетплейс - единственный способ остаться конкурентыми в оналйн-торговле
CEO GymTraining Евгений Чернолуцкий в колонке для Liga.net рассказал, почему маркетплейсы - единственный способ остаться конкурентыми в оналйн-торговле:
Экономика постоянно укрупняется. По темпам роста рынка e-commerce, Украина — вторая в Европе. И маркетплейс - единственный способ остаться в игре.
По данным исследования Forrester Research, к 2022 году 70% всех онлайн-покупок будут совершаться на маркетплейсах, а не в интернет-магазинах.
В 2019 году в День холостяка, компания Alibaba group — холдинг китайских маркетплейсов — опять побила собственный рекорд, заработав за первый час продаж $13 млрд, а выручка за девять часов составила $23 млрд. Это почти 18% ВВП Украины, которые одна компания заработала меньше чем за сутки.
Сегодня маркетплейсы — это не только площадка для продажи товаров, но и услуг. Большинство сервисов, которыми вы пользуетесь каждый день — это маркетплейсы (Uber, Glovo, Kabanchik, Lun.ua). Они соединяют исполнителя, в лице таксиста или риелтора, и вас.
И эти услуги не стандартизированы, сегодня через маркетплейс можно выбрать няню для ребенка, найти доктора для своей пожилой мамы или получить совет от лучших экспертов рынка.
Год назад в Мадриде около 30 000 таксистов вышли на забастовку против Uber. Они боролись против потери работы и доходов. Им было так удобно, а все изменилось в один момент.
Но нельзя сказать, что маркетплейс — враг для предпринимателей, которые работают "по старинке". Если ваш товар уникален или вы можете при помощи больших производственных ресурсов сделать низкую цену — тогда маркетплейс ваш друг.
Есть мнение, что со временем, ценовые агрегаторы тоже умрут из-за ненадобности. Ведь нам проще искать сразу на топовых маркетплейсах. И фильтр цен будет выполнять свою начальную функцию, вместо того, чтобы кормить еще одну индустрию.
Но не все так просто. Даже в Украине рынок e-commerce - очень конкурентный. По его темпам роста, наша страна остается второй в Европе. Есть тенденция к укрупнению больших игроков (соглашение Rozetka и Evo). Не просто выкуп доли, а стратегическое партнерство. Поэтому нужно осознать свои возможности, чтобы конкурировать с современными маркетплейсами Украины.
Вот четыре главных фактора успешного маркетплейса
1. Узнаваемость бренда
Да, это долгая и дорогая история, но стоящая.
На каком-то этапе придется идти к рекламным агентствам и вывалить сотню тысяч за услуги или медленно набивать шишки, но с меньшим бюджетом. Придется идти на ТВ, чтобы повысить узнаваемость компании.
Кроме этого, вы поймете, что сегодня мало иметь страницу в Facebook и Instagram — просто необходимо развивать YouTube-канал. Молодое поколение смотрит по пять-восемь часов контента каждый день, нужно будет вклиниваться в этот пирог.
Клиент должен ждать выхода вашего контента или среди конкурентов выбрать именно вас. В одного из e-commerce лидеров Украины работает более 60 человек, которые разрабатывают контент. Это не считая сотен людей наполняющих товарные карточки.
2. Технологичность и продвижение платформы
Главная черта лидеров маркетплейсов Украины — высокие показатели выдачи в поисковых запросах. Сложно конкурировать с тем, кто органически выше находится в Google. Плюс - к таким сайтам больше доверия.
Если самый успешный игрок рынка ежемесячно тратит $400 000 на развитие платформы, а его конкуренты каждое лето организовывают школу веб-разработки на их основном языке программирования (после которой предлагает лучшим ученикам работу в компании), нужно будет приложить очень много усилий, чтобы выйти на их уровень.
3. Сервис
Маркетплейс — это посредник между двумя сторонами: предпринимателем и клиентом. Кроме того, еще много компаний на аутсорсе помогают решить заботы клиента, и их тоже нужно контролировать, делать все, чтобы клиент был доволен.
Нужно осознать, что клиент — король, а король может быть не самым приятным или даже неправым, но он решает кому сегодня отрубить голову, а кто его любимец.
Один злобный отзыв клиента в Facebook ломает репутацию, которая строилась годами. Нужно быстро реагировать на такие ситуации и решать даже в ущерб бюджету компании.
4. Самый важный совет — выбирайте свою нишу
Рынок электроники, одежды, бытовых товаров уже давно занят. Чтобы там конкурировать, нужно со старта иметь большой бюджет. Но существует много специфических ниш, где в Украине еще нет явных лидеров. Ищите свою нишу, возможно, это то, что вам близко, то что вы любите.
Рынок e-commerce все еще составляет небольшую долю всех розничных продаж — чуть более 3%. Это значит, что у кого-то есть шанс построить новую крутую компанию, или мы просто отпустим лидеров на путь миллиардной капитализации.