Варяги в Украине: сколько и какие бренды из каких стран представлены в Украине
В отличие от других отраслей украинской экономики, торговля представляется сферой с наиболее развитой конкуренцией, в том числе со стороны зарубежных брендов.
Разумеется, в силу специфики нашего государства, не все транснациональные компании открывают свои магазины напрямую, предпочитая работать через посредников или используя франчайзинговые схемы. Тем не менее, картина зарубежного ритейла в Украине выглядит весьма красочно и при этом постоянно меняется. Какие-то бренды уходят, а какие-то — заходят в страну. RAU собрал информацию о почти 140 брендах из 26 стран, которые на начало 2019 года уже открыли собственные монобрендовые магазины.
Важно также отметить, что RAU отбирал только бренды, открывшие как минимум один монобрендовый магазин. Торговые марки, представленные в мультибрендовых магазинах или корнерами, не учитывали. В то же время, если в Украине работает иностранная сеть мультибрендовых магазинов, ее название также включалось в общий список, поскольку это представитель иностранного ритейла.
В большинстве случаев указана страна происхождения бренда, но в некоторых случаях – используется страна, резидентом которой выступает собственник торговой марки. Например, LC Waikiki — родом из Франции, но сейчас позиционируется новыми собственниками как турецкий бренд. Аналогично французкий бренд Lacoste контролируется швейцарской компанией, а в Украине представлен турецким холдингом Eren Perakende
Общая география ритейла
Примерно три четверти иностранных брендов в Украине – европейские марки. Наиболее массово представлены Италия (20 брендов), Испания и Германия (по 13 и 14 брендов соответственно). Однако на втором месте после Италии по количеству торговых марок находятся американские компании – целых 17. По десятку брендов — из Франции, Польши и Великобритании.
Во многом это обусловлено географической близостью европейских стран, а также международной известностью брендов. Например, именно этими факторами можно объяснить также довольно внушительное количество турецких ритейлеров в Украине. Но есть и гости из дальнего зарубежья – Гонконга, Южной Кореи и Японии.
Впрочем, иногда дальняя «прописка» компании на поверку оказывается лишь адресом штаб-квартиры бренда. Так, например, компания Sportmaster, основателем и владельцем которой является бизнесмен Николай Фартушняк, управляется из Сингапура, а продает свой товар в Украине, Беларуси, Казахстане, России и Китае. Кроме собственно магазинов Sportmaster, компания развивает здесь сеть магазинов O’Stin и франчайзинговые проекты Спортландия, Columbia, Weekender.
Разделение по сегментам
Больше половины зарубежных брендов (80) приходится на торговые марки одежных ритейлеров, на аксессуары и ювелирные украшения — 14 марок. Однако большое количество торговых марок вовсе не означает большое количество торговых точек. Как правило, известный премиум-бренд представлен одним-двумя магазинами в центре столицы или городе-миллионнике. В лучшем случае речь идет о десятке-полутора магазинов конкретной торговой марки по всей стране, как например, у немецкой сети New Yorker.
Как правило, международные одежные бренды расположены в крупных торговых центрах или на центральных улицах больших городов. Часто сразу несколько марок представляет украинская компания-посредник.
Несмотря на относительно небольшое количество брендов в сегменте drogerie & beauty (4 оператора), а также в сфере общепита (4 оператора) у этих сетей самое большое число торговых точек. Например, второй по величине drogerie-ритейлер Украины – китайская Watsons (Гонконг) располагает 416 магазинами. А у американского McDonald’s около 90 ресторанов.
При этом в сфере продуктового ритейла пять иностранных сетей представлены в основном в крупных форматах (супер- и гипермаркеты), лишь недавно начав развивать более «мелкую» розницу. Наиболее динамично развивается литовская компания Novus, нарастившая сеть до 43-х торговых точек.
В сегменте товаров для дома среди девяти иностранцев больше всего торговых точек у датского JYSK – 58, а самые крупные магазины – у французского Leroy Merlin, который только в прошлом году вышел за пределы столичного региона, открыв магазин в Одессе.
Наиболее успешно иностранные бренды представлены в категории товаров для спорта и активного отдыха. Их в Украине даже больше, чем ювелирных брендов – 17. Крупнейшими ритейл-операторами украинского рынка спорттоваров по количеству торговых точек являются компании «Спортмастер-Украина» и «Адидас-Украина». У них соответственно, больше 80-ти и 70-ти торговых точек.
Французская семья
Помимо столичных бутиков Cartier, Louis Vuitton и Van Cleef & Arpels, французские бренды представлены модными марками Pierre Cardin (эксклюзивно развивается в Украине через франчайзи немецкой Tom Tailor) и Lacoste (развивает турецкий холдинг Эрен Груп).
Отдельно стоит отметить сеть бутиков натуральной французской косметики Yves Rocher, которая пришла в Украину на заре независимости и за 27 лет открыла сеть из 96 бутиков (подробнее об этом тут).
Наиболее системно французский ритейл представлен в Украине компаниями Ассоциации семьи Мюлье, которая комплексно развивает свои торговые сети в Украине – Ашан, Leroy Merlin и Decathlon. Первым в страну зашел Ашан в 2007 году с концепцией «гипермаркет-дискаунтер», а теперье сеть насчитывает 26 магазинов.
Следующим была Leroy Merlin – одна из крупнейших международных компаний, работающих в сегменте DIY (Do It Yourself). Сеть насчитывает пять магазинов: четыре в Киеве и один — в Одессе.
Последней на украинский рынок вышел ритейлер спорттоваров Decathlon, открыв два полноформатных больших магазина, одно мини-отделение и собственный локальный интернет-магазин. В ближайшие два года Decathlon планирует развиваться в Киеве, а затем заходить в крупные города — Львов, Одесса, Днепр.
Немецкое качество
Большая часть немецких брендов в Украине – это одежда и аксесссуары премиального качества, такие как культовый Hugo Boss или Lagerfeld, которые здесь развивает украинская Ultra Group.
Магазин перчаток и других аксессуаров Roeckl, детские товары и взрослые одежные бренды Sanetta, Falke развивает также украинская LH Group. Компания реализует продукцию как оптом, так и в розничных магазинах, в том числе своих мультибрендовых Little House.
Самостоятельно представлен New Yorker, который работает на украинском рынке с 2011 года. По франшизе работает уже упомянутый Tom Tailor, а бренды Marc O’Polo и Orsay развивают соответственно украинские компании Intertop Ukraine и Argo Retail.
Дочерним предприятием представлен Adidas, владеющий также маркой Reebok. Еще один немецкий спортивный бренд Puma, который представлен в Украине, принадлежит французскому миллиардеру Франсуа Пино.
Концерн Deutsche Amphibolin Werke (DAW SE), производящий краски и покрытия, в том числе в Днепре (ООО «Капарол Днепр»), развивает сеть салонов-магазинов формата Caparol Center и партнерскую сеть салонов декоративных материалов CapaDecor
Немецкий ритейлер Metro Cash&Carry (FMCG) также хорошо известен украинцам. Metro Group развивает свой бизнес с 2003 года, фокусируясь на сегменте В2В. К концу 2019 года в украинскую сеть ритейлера входило 26 центров оптовой торговли, в том числе три ТЦ малого формата под брендом Бери Вези.
Итальянский шик
Наиболее многочисленный отряд — итальянские бренды, представлены в Украине известными торговыми марками домов моды и отдельными компаниями, предлагающими потребителям одежду, обувь, ювелирные изделия и аксессуары. Как правило, все эти магазины открыты украинскими компаниями. Так, Armani Exchange, Emporio Armani, Geox и Napapijri «ведет» компания Intertop Ukraine. Марки Benetton, OVS и Liu Jo — Argo Retail, а известные марки нижнего белья, чулочно-носочной продукции и другой одежды Calzedonia, Intimissimi, Tezenis и Falconeri (все принадлежат Calzedonia) развивает в Украине MNS Investment.
Итальянский ювелирный дом Bvlgari (принадлежит французской транснациональной корпорации LVMH) открыл свой бутик в столице в конце 2018 года.
Один из крупнейших в Украине ритейлеров одежды Helen Marlen Group отвечает за магазины брендов Gucci, Loro Piana, Salvatore Ferragamo и Santoni, в которых предлагается обувь и аксессуары премиум сегмента.
Американская практичность
Три из четырех иностранных сетей общепита в Украине – это американские бренды Domino’s Pizza, KFC и McDonald’s. Все они представляют собой рестораны быстрого обслуживания, но у каждого своя модель развития. Так, KFC предпочитает открывать новые заведения по франшизе, McDonald’s действует самостоятельно, а Domino’s Pizza – продает франшизу для развития за пределами Киева.
Остальные американские марки в Украине – это практичная, удобная одежда и обувь, в том числе для активного отдыха и занятий спортом. Многие бренды на украинском рынке представлены через иностранных дистрибьюторов, как, например, сербская Delta Sport развивает магазины Nike и Converse или турецкая Fiba Retail, продвигающая бренд GAP.
Швейцарская мультибрендовая сеть товаров для спорта Intersport, которая вышла в Украину в 2016 году по франшизе, купленной Эпицентр К, предлагает многие американские марки. В частности, Nike, New Balance, Under Armour. Хотя их продают и другие операторы рынка.
Групповая экспансия
Среди европейских брендов также выделяется группа испанских, польских и турецких производителей и ритейлеров. Так, испанская Inditex представляет в Украине одежные и обувные марки Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и Uterque, а также сегмент товаров для дома в магазинах Zara Home. Основатель и владелец компании – испанский магнат Амансио Ортега. Кроме одежды испанские производители предлагают в Украине ювелирные украшения брендов Tous и Tusso.
Дания заметно выделяется по части украшений и аксессуаров ювелирными брендами Pandora, Trollbeads, а также магазинами Top Model с канцелярскими принадлежностями и товарами для детского творчества.
Польские ритейлеры действуют так же, как испанские, выводя на украинский рынок сразу несколько своих марок. Например, польская LPP через свое дочернее предприятие управляет магазинами Reserved, House, Mohito, Cropp, Sinsay. Владельцы других польских брендов также предпочитают действовать через свои дочерние структуры в Украине.
Аналогично действуют и турецкие бренды, продвигая как свои собственные марки, так и международные бренды (например, британский Marks&Spencer, который здесь представлен турецкой Fiba Retail). Наиболее динамично развивается сеть LC Waikiki, которая стала №1 в Турции и начала активную международную экспансию. Неплохую динамику также показывает бренд DeFacto.
Остальные страны представлены либо сугубо одежными брендами, аксессуарами и парфюмерно-косметической продукцией, как например британские бренды. Либо отдельными представителями какого-то конкретного сегмента. Скажем, японские компании в Украине представлены товарами для дома в магазинах Miniso и Usupso, а Южная Корея – косметикой ISEI. Более разнопланово в Украине представлена, к примеру, Австрия с ее супермаркетами Billa и ювелирынми украшениями от Freywille и Swarovski.