В 2020 году в российском ритейле вырастет доля «трешевых» супермаркетов
Стагнация на рынке потребления заставляет ритейл подстраиваться под желания и возможности россиян с низкими доходами. В рознице набирает позиции так называемый «жёсткий дискаунтер» или «треш»-сегмент: супермаркеты с небольшими площадями и ограниченным ассортиментом, который на 20% дешевле, чем у конкурентов, выяснил NEWS.ru.
Расцвет «жёсткого» формата проходит на волне спада продаж у главных игроков на рынке. С 2016 года снижаются доходы российского подразделения французской сети гипермаркетов «Ашан». Эксперты связывают его проблемы с нечувствительностью к трендам, в частности, к цифровизации и переходу — в условиях стагнации на рынке потребления и развития службы доставки — к формату небольших магазинов. Два года назад компания распродала часть непрофильных активов в РФ, а с января по май 2019 года её покинули почти 5,4 тыс. сотрудников. Ряд аналитиков всерьёз допускают уход ретейлера из РФ в 2020 году, а также его продажу китайской Alibaba.
В декабре 2019 года четвёртый, по оценкам Федеральной антимонопольной службы, ретейлер Санкт-Петербурга «ТД Интерторг», собравший исков на 5,6 млрд. рублей, объявил о начале процедуры банкротства. Компания имела свыше 450 магазинов под брендами Spar, «Народная семья» и «Идея». Поставщики связали проблемы рмтейлера с падением уровня продаж и неоправданным расширением сети.
Среди основных факторов, оказывающих влияние на специфику развития розничной торговли в РФ в 2019 году эксперты отмечают низкие доходы россиян, сдерживающее расширение ассортимента продэмбарго, введённое РФ в отношении ЕС, рост налоговой нагрузки на бизнес и давление контролирующих органов. Стоит добавить и активизацию служб доставки продуктов питания на дом и в офис. Последний по времени фактор — заблокированный в текущем квартале экспорт фруктов из Китая в связи с коронавирусом.