Опубликовано

Как эпидемия коронавируса в Китае повлияет на украинский ритейл

Коронавирус может негативно повлиять не только на китайскую, но и на мировую экономику. В том числе и на Украину. При этом розничная торговля также может ощутить последствия эпидемии.

Ситуация с распространением коронавируса Covid-19 в Китае уже сказывается на экономике Поднебесной. По прогнозам экспертов, в первом квартале 2020 года ВВП Китая резко сократится вследствие карантина, временного закрытия производств и срыва поставок. Именно тот факт, что эпидемия стала на пути многих международных цепочек товаров, несет в себе одну из наибольших угроз для мировой экономики. Доля Китая в ее структуре – более 15%. Эта страна второй в мире импортер и крупнейший экспортер товаров.

При этом Китай по итогам 2019 года стал крупнейшим торговым партнером Украины, впервые потеснив по объему товарооборота Россию. По данным Госстата, в прошлом году экспорт украинских товаров в КНР составил $3,59 млрд, тогда как импорт достиг почти $9,2 млрд. Для сравнения, из соседних России и Польши Украина закупила продукции на $7 млрд и $4,1 млрд соответственно. Таким образом доля китайских товаров в украинском импорте составила 15,1%.

Опасный карантин

Продолжение карантина и приостановка заводов в Китае в случае дальнейшего развития эпидемии, действительно может отобразиться на поставках товара из КНР. Портал RAU расспросил украинских ритейлеров, какую долю их ассортимента занимают товары из Поднебесной и существует ли в краткосрочной перспективе угроза их отсутствия на полках магазинов. И хотя большинство украинских компаний розничной торговли неохотно комментируют тему влияния эпидемии коронавируса на Украину, редакции удалось разузнать некоторые интересные факты и цифры.

В пресс-службе компании Ашан Украина в ответ на запрос RAU отметили, что больше трети импортного ассортимента сети напрямую или косвенно связано с Китаем. Однако весь импортный товар заказывается заранее, соответственно остановки в работе заводов Китая не скажутся на продажах первого квартала. В то же время, ритейлер осознает риски, связанные с цепочками поставок, и уже готовит план «В» на случай возможного ухудшения ситуации. «В связи с тем, что загрузки в портах Китая приостановлены до середины марта, мы уже прорабатываем альтернативный план поставок на второй квартал — детальный учет всех поставок, авиаперевозки вместо морских», — подчеркнули в Ашан Украина.

В ассортименте другого крупного украинского ритейлера – сети АТБ – доля производимых в Китае товаров составляет около 6%.

При этом в компании отмечают, что возможные изменения графика поставок данной категории товаров, связанные с последними событиями вокруг эпидемии коронавируса, не окажут существенного влияния на процессы формирования ассортимента. «При возникновении проблемных ситуаций с недопоставками той или иной товарной позиции, компания будет вводить в ассортиментный перечень аналог товара украинского или импортного производителя», — пояснили в пресс-службе торговой сети.

В компании Антошка, которая управляет одной из крупнейших в стране сетей магазинов детских товаров, рассказали, что в разных категория товара доля произведенной в Китае продукции отличается. «В наших магазинах представлено шесть категорий товаров: Игрушки, Питание, Гигиена, Одежда, Обувь и Мебель. Есть группы, где доля китайского товара 5%, а есть — где свыше 70%. В целом по сети доля такой продукции в ассортименте в большинстве категорий не является ключевой», — уверяет директор по операциям и развитию сети Антошка Иван Чивкин.

По его словам, партнеры компании говорят о том, что со стороны производителей и поставщиков ситуация под контролем.

Возможны задержки товара на 1-2 месяца, но в целом для рынка данная ситуация не должна быть критической, так как запасы на складах дистрибьюторов в большинстве случаев рассчитаны на более длительные сроки.

«Свои запасы мы формируем с учетом изменения ситуации на рынке и в первую очередь фокусируем внимание на запасах по ключевым позициям в каждой категории товара, представленной у нас в сети», — уточняет топ-менеджер.

Вместе с тем, Чивкин утверждает, что в компании очень внимательно следят за развитием событий и получают сигналы о том, что ситуация в Китае стабилизируется. Одновременно с этим ритейлер готов своевременно реагировать на возможные риски и уже ведет переговоры с основными поставщиками, а также рассматривает варианты поставок товаров, ранее не представленных в сети. «В ассортименте наших магазинов есть довольно широкий выбор товаров со всего мира, что позволит нам с минимальными потерями пройти возможную кризисную ситуацию», — резюмирует собеседник RAU.

Дело техники

Не секрет, что значительную долю китайские товары занимают и в сегменте бытовой техники и электроники. Мировые бренды уже давно и успешно используют заводы в КНР для производства своей продукции. Да и ТМ родом из самой Поднебесной с каждым годом становятся все популярнее в Украине.

К примеру, в сегменте смартфонов китайские бренды еще в четвертом квартале 2018 года вышли на лидирующие позиции по объему продаж в количественном выражении. По данным Canalys, тогда продукция компании Xiaomi заняла 26,7% доли рынка смартфонов Украины и впервые вышла на первое место, немного опередив Samsung. При этом четыре из пяти первых мест по продажам смартфонов заняли китайские производители. Помимо Xiaomi в пятерку лидеров также вошли Huawei (16,2%), Meizu (10,6%) и Honor (7,9%).

Впрочем, ключевые украинские сети магазинов бытовой техники и электроники уверяют, что пока никаких проблем с поставками этой продукции в страну нет.

«Компания Фокстрот, как один из крупнейших продавцов бытовой техники и электроники в Украине, следит за ситуацией, чтобы оптимально спланировать операционные процессы и продажи. На данный момент средние запасы техники и электронных гаджетов в целом по стране не дают оснований для беспокойства», — отметили в пресс-службе компании.

В сети Eldorado также ответили, что никакого дефицита ассортимента не ожидается, а поставки из Китая, как и из других стран, идут в штатном режиме. Не ощущают нехватки товара и в Comfy. «Существенного дефицита, который помешал бы работе компании, мы не наблюдаем. Китайские фабрики восстанавливают работу не так быстро, как хотелось бы, поэтому ожидаем небольшую «турбулентность» в течение двух-трех недель. Но в целом проблем с товаром нет», — говорит коммерческий директор Comfy Иван Павлик.

Впрочем, предугадать дальнейшее развитие событий крайне сложно, особенно когда речь идет об эпидемиях. Эксперты также не берутся оценивать вероятные последствия влияния коронавируса на отечественный ритейл. Однако в том, что влияние будет, мало кто сомневается. В последнем пресс-релизе по рынку смартфонов, международная исследовательская компания GfK отметила, что «в зависимости от воздействия коронавируса на глобальные цепочки поставок и производственные мощности, спрос может быть значительно замедлен».

По мнению главы Международного валютного фонда Кристалины Георгиевой, коронавирус — серьезное напоминание о том, как хрупкому восстановлению экономического роста могут угрожать непредвиденные события. Георгиева считает, что если распространение вируса вскоре прекратится, экономика Китая быстро восстановится, а побочные эффекты в других страны будут оставаться относительно незначительными и кратковременными. Однако длительная и более серьезная вспышка коронавируса приведет к более резкому и длительному замедлению роста в Китае. Его глобальное воздействие будет усилено за счет существенных сбоев в цепочке поставок и устойчивого падения доверия инвесторов, особенно если эпидемия масштабно распространится за пределы Поднебесной.