Опубликовано

Голубика и грецкий орех пострадают больше всех других продуктов плодоовощного сектора Украины от коронавируса

Быстрое распространение коронавируса в Европе приводит к большой неопределённости для всех, и, прежде всего, для бизнесменов. Очевидно, что участники плодоовощного бизнеса также задаются вопросом о том, повлияет ли эта ситуация на них, и если да, то каким образом.

О том, как коронавирус уже повлиял и как может повлиять на мировую экономику и агробизнес в частности, на своем Телеграм-канале сегодня рассказал Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). При этом он отметил, что на своём канале будет публиковать исключительно личную точку зрения, которая не отражает чью-либо ещё позицию.

«В условиях любого кризиса, люди начинают потреблять дешевые продукты, отказываясь от тех, которые не являются критическими для них. Вспомните как повлияло падение цен на нефть на рынок яблоки или рынок молочных продуктов? Спрос резко упал, потому что страны, которые зарабатывали на эспорте нефти, снизили потребление не критичных для них продуктов», - говорит Андрей Ярмак.

Специально для EastFruit он пояснил, какие именно товары плодоовощной группы могут пострадать, а какие, возможно, даже получат дополнительные преимущества.

«На фоне падения глобального спроса, можно ожидать проблем для всех основных экспортных категорий плодоовощной продукции Украины. Основную экспортную выручку в этом секторе Украина получает от грецкого ореха – более $120 млн за сезон. Однако для потребителей грецкий орех – это очень дорогой продукт и он абсолютно не критичен для потребления.

Второе место занимают замороженные ягоды - тоже не критичный для потребления продукт, однако он всё-таки намного дешевле, чем свежие ягоды, поэтому влияние на него не будет настолько критичным.

А вот голубика – это абсолютно не ключевой, но при этом самый дорогой из указанных продуктов в плодоовощном секторе. Поэтому она может пострадать даже больше, чем грецкий орех от замедления спроса при одновременном росте предложения», - отмечает Андрей Ярмак.

При этом он замечает, что может случиться и обратный эффект - люди начнут больше внимания уделять своему здоровью, и будут покупать то, что считается полезным. Голубика и орехи относятся к таким продуктам, а доходы в ЕС всё-равно достаточно высоки, и это может немного сгладить эффект от падения доходов.

«Свежее яблоко в то же время возможно пострадает менее других товаров фруктовой группы, потому что оно остаётся сравнительно недорогим. Правда цены на яблоко всё равно могут упасть в связи с разрывом логистических цепочек.

Овощи же и картофель, можно сказать, что Украина на экспортирует. Поэтому спрос на корнеплоды и клубнеплоды может даже возрасти. Но не на спаржу, конечно, и не в батат также. А вот чеснок было бы неплохо выращивать, и у нас его реально никто так и не научился выращивать промышленно. Вообще колебания цен будут непредсказуемыми по тем продуктам, по которым мы или зависим от экспорта или от импорта», - отмечает Андрей Ярмак.

Он также говорит, что не стоит забыть и о коллапсе транспорта и запрете на перемещение товаров и людей.

«Ведь фура с яблоком из Италии едет с водителем. А этого водителя физически не впустят в определенные страны. Спрос на плодоовощную продукцию в Китае на фоне распространения коронавируса очень сильно упал. Люди боятся вируса, поэтому потребляют больше термически обработанных продуктов. Это происходит также потому, что они стараются меньше выходить из дома, поэтому реже покупают свежую продукцию. Все это может очень существенно и очень негативно повлиять на спрос на овощи и фрукты в целом и в нашем регионе», - говорит Андрей Ярмак.