Опубликовано

Война фаст-фудов: 65 лет противостояния McDonald’s и KFC

Как два локальных бренда стали законодателями быстрого питания в мире, но до сих пор ведут упорную борьбу между собой.

Две крупнейшие международные сети ресторанов быстрого питания McDonald’s и KFC созданы в Америке, в 1950-х годах и работают по системе франшизы. Обе компании были проданы учредителями еще до того, как получили мировое признание. Они имеют схожие форматы, меню, локации, идеологию бизнеса, но почему-то один из них считается более успешным. Investory News узнавал, почему инвесторы знают предпочтение McDonald’s, и что не так с «формулой успеха» KFC. Портал RAU выбрал самое интересное из этого рассказа.

Развитие бизнеса

Компания McDonald’s с самого начала развивала свой бизнес, как самостоятельная и независимая корпорация во главе с Рейем Кроком. Он выкупил готовый, максимально автоматизированный и оптимизированный фаст-фуд концепт у братьев МакДоналд.

Залогом успеха компании стали жесткие стандарты качества рецептур, подготовки кадров, чистоты и адекватность цен. Эти стандарты выдерживаются в течение многих лет.

В то время как KFC неоднократно переходила «из рук в руки», становясь частью крупных корпораций. Таких как Heublein из Коннектикута, занимавшейся продажей упакованных продуктов, или PepsiCo, основной деятельностью которой был выпуск и реализация газированных напитков. Эти соглашения приводили к дестабилизации KFC из-за многопрофильности этих корпораций и высокой конкуренции с подобными сетями, такими как Burger King и Wendy’s.

В августе 1997 года PepsiCo выделила KFC, Pizza Hut и Taco Bell в специализированную ресторанную компанию Tricon Global Restaurants, которую впоследствии переименовали в Yum! Brands. С этого времени началось новое развитие предприятия.

Количество ресторанов и финансовые показатели

Под торговой маркой McDonald’s на конец 2018 года работало 37 855 ресторанов, из них 35085 на правах франчайзинга. Корпорация входит в список крупнейших компаний США Fortune 500 (2019 год — 149 место). По состоянию на 2019 год под брендом KFC работало более 15 000 торговых точек в 134 странах мира.

Капитализация компании McDonald’s составляет более $162 млрд, одна акция компании стоит около $216. А вот KFC самостоятельно так и не проводило публичного размещения акций. Но корпорация Yum! Brands сегодня имеет капитализацию более $32 млрд. Одна акция стоит около $105.

Ассортимент

McDonald’s имеет очень широкий ассортимент блюд. Здесь можно попробовать бургеры и роллы из свинины, курицы, говядины и рыбы. А также куриные кусочки, запеченный сыр и креветки. Есть широкий выбор салатов, мороженого, десертов и соусов. Также существует возможность заказать детское меню — Happy meal, в который входят более здоровые компоненты, например, морковь, а также игрушка на выбор. Предлагается большой выбор напитков: Coca-Cola, Fanta, Sprite, разновидности чая и кофе, вода, сок. Также в ресторане подают завтраки. В зависимости от времени года меню включаются сезонные блюда. Именно эта сеть разработала оригинальный картофель фри. Меню расширялось постепенно и почти всегда успешно.

KFC сделали ставку на блюда из курицы. Фирменный рецепт легендарного основателя фаст-фуда — полковника Сандерса — куриные кусочки на кости, обжаренные с добавлением 11 специй. Сейчас в ресторанах подаются бургеры и роллы, салаты, в состав которых также входит курятина. Предлагаются мороженое и десерты. Кроме обычного набора безалкогольных напитков, в меню включено пиво, что не очень вписывается в концепцию семейного фаст-фуда. Поскольку куриные кусочки имеют разную величину, невозможно рассчитать точный вес блюда. Частая смена руководства вела за собой введение новых блюд. Но не все эксперименты были удачными.

Логотип и лицо компании

Лицом KFC был полковник Сандерс, а также ведерко с куриными кусочками, которое устанавливали у заведений. Логотип часто модифицировался, меняя цвета и надписи. Лицо основателя то включали, то исключали из логотипа.

В отличие от KFC, McDonald’s имеет более устоявшиеся традиции. Логотип — две золотые арки, соединенные между собой. А лицом стал клоун Рональд Макдональд. Человек, который воплощает персонажа, должен отличаться вежливостью, дружелюбием и человечностью. Правила поведения клоуна очень четко прописаны в инструкции.

Еще одной отличительной чертой компании McDonald’s является возможность проведения дней рождения для детей в заведении. Предлагается фирменная программа, атрибутика и торт.

Франшизы

Основателю компании McDonald’s Рею Кроку удалось усовершенствовать франчайзинг — он продавал лицензию не на целую территорию штата, а только на строительство одного ресторана. Стоила она $950 и выдавалась на 20 лет. Если ресторатор доказывал свое соответствие высоким стандартам, Крок мог доверить ему строительство еще одного заведения. Тем самым его прибыль зависела от прибыли ресторатора. Главным условием договора было наличие унифицированного меню: в Калифорнии, Иллинойсе, Мичигане клиенты должны были быть уверены, что им подадут гамбургеры одного и того же размера, с одинаковым количеством мяса, лука, кетчупа и горчицы. Рэй Крок до конца своей жизни самостоятельно объезжал самые отдаленные уголки империи McDonald’s, лично проверяя, все ли параметры единого меню придерживаются в точности. Также у компании есть «библия McDonald’s» на 750 страниц, где прописаны все процессы, порядок, обустройство заведения, правила поведения, общения сотрудников и прочее.

Сандерс перешел к франчайзингу, когда понял, что известен только в своем штате и нужно как-то расширяться. Первое время он самостоятельно искал партнеров, путешествуя по США и получая 5 центов за каждый проданный рецепт. Первое ведерко KFC было продано по франшизе Питу Харману в 1957 году. В 1987 году детище Сандерса стало первой западной фаст-фуд франшизой, которая попала на китайский рынок. В результате сеть очень расширилась и стала одной из наиболее популярных в мире, уступая только компании McDonald’s.