Опубликовано

В Молдове предлагают ограничить торговую наценку сетей супермаркетов на овощи борщевого набора

В Республике Молдова ряд политиков периодически озвучивают идею ограничить размер маржи супермаркетов в розничной цене картофеля, лука, капусты, чеснока и свеклы компромиссными 15%. Предложение было оформлено в виде официального письма Кабмину две недели назад – вскоре после решения  комиссии по чрезвычайной ситуации приостановить деятельность оптово-розничных агропродовольственных рынков. С тех пор ассортимент плодоовощных отделов многих сетей супермаркетов сократился, цены на отдельные товарные позиции выросли на десятки процентов - пишет EastFruit

При этом авторы «ограничительной инициативы» утверждают, что разница между декларируемыми оптовыми ценами на некоторые импортные овощи и розничными ценами на эти продукты в отдельных случаях составляют сотни процентов. И, учитывая факторы сезонного подорожания, ажиотажного спроса и ограниченных возможностей для покупок в условиях режима ЧП, есть все основания ожидать дальнейший рост цен на сезонные овощи и фрукты.

Сейчас в Молдове действует постановление правительства, ограничивающее торговую наценку на две группы социально значимых продовольственных товаров 10% и 20%. Овощи не относятся ни к одной из этих групп. Это упущение вполне может быть устранено дополняющим постановлением правительства.

Авторы инициативы полагают, что возможен более короткий и быстрый путь – решение комиссии по чрезвычайной ситуации, которое будет действовать в период ЧП. Причем лимит в 5% будет разумным компромиссом: такая наценка на продукты «боршевого набора» в рознице не бьет слишком сильно по социально уязвимым категориям населения, но также учитывает растущие расходы при импорте и реализации овощей. Контроль исполнения этого решения может быть возложен на налоговую инспекцию.

Ритейлеры-сетевики к идее введения временных ограничений торговой наценки на продукты плодоовощного ассортимента относятся негативно. Свою позицию они аргументируют, опять-таки, сезонным спадом предложения партнерскими зарубежными и отечественными поставщиками продукции, в особенности – овощей, а также дополнительными «карантинными» проблемами в процессе транспортировки/логистики товара. При этом сети супермаркетов, особенно включающие в себя большое количество торговых точек, не в состоянии (и зачастую не пытаются) временно расширить круг поставщиков плодоовощной продукции за счет местных фермеров небольшого масштаба.