Опубликовано

Кадровый переворот: как украинские ритейлеры меняют HR-политику из-за карантина и кризиса

Введение жесткого карантина в Украине существенно повлияло на разные сферы бизнеса, в том числе – на ритейл. Как ситуация повлияла на рынок труда и какие решения принимают компании ритейла, девелопмента и e-commerce в отношении своих сотрудников - пишет rau.ua

Эпидемия Covid 19 уносит не только жизни, но и доходы украинцев. В условиях приостановки работы многие компании увольняют сотрудников или отправляют их в неоплачиваемые отпуска. Исследования украинского рынка свидетельствуют, что карантин негативно отразился на карьере и доходах 4 из 10 опрошенных.

По данным аналитической компании Factum Group, с момента введения карантина 20% украинцев ушли в отпуск без зарплаты, а у 19% зарплата стала ниже, чем до введения ограничений. В компании отмечают, что в большинстве случаев снижение заработной платы было на уровне 30% или менее. Но примерно 5% украинцев потеряли более 30% дохода.

Разностороннее движение

В украинском ритейле, ресторанном бизнесе, девелопменте и онлайн-торговле компании поступают с персоналом абсолютно по-разному. Следует признать, что значительная часть небольших ритейлеров, вынужденно прекративших работу, в условиях отсутствия оборотных средств были вынуждены отправить сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

Однако многие компании, чьи точки закрылись на период карантина, все еще ищут возможности для сохранения зарплат сотрудникам.

«Финансово устойчивые компании, для которых кадровый ресурс имеет ценность, находят возможность организовать работу своих сотрудников дистанционно и оставляют заработную плату на уровне 2/3. Если возможности удаленной работы нет, некоторые компании отправляют сотрудников в оплачиваемый отпуск. Остальные применяют индивидуальный и дифференцированный подход, сохраняя зарплату на уровне 30-50% в зависимости от степени занятости персонала», — говорит директор консалтинговой компании Retail&Development Advisor Таисия Литовченко.

К примеру, таким образом поступили в сети заведений Суши Мастер, продажи которой из-за введения карантина упали более чем на 70%. Незначительный рост выручки за счет доставки не смог компенсировать потерю оборота офлайн-точек.

«Ожидаем, что падение продолжится дальше. Несмотря на это — не собираемся сдаваться. Мы уже приняли огромное количество антикризисных решений и сделали прогнозы на апрель, утвердив план А и план Б. Мы закрыли семь ресторанов (в основном в ТЦ), а их зоны доставки распределили между работающими заведениями. При этом оперативно адаптируемся к новым условиям: удаленная работа офиса и бесконтактная доставка. Снизили расходы на рекламу, закупки и заработные платы путем оптимизации расписания сотрудников», — уточняет генеральный директор Суши Мастер (Украина) Анна Островская.

В сети Intertop, которая также была вынуждена закрыть свои офлайн-магазины, продолжают выплачивать заработную плату сотрудникам, несмотря на кассовые разрывы.

Как рассказал генеральный директор Intertop Ukraine Сергей Бадритдинов во время организованного RAU вебинара, в сложное время поддержку компании оказывают ее акционеры. «Мы никого не уволили и продолжаем выплачивать заработную плату всем сотрудникам, а это примерно 1600 человек. Понимаем, что люди должны быть с нами, а мы должны их поддерживать. Уже подсчитали, что нагрузку апреля выдерживаем. Однако, что будет дальше – пока не знаем», — сказал топ-менеджер Intertop.

Нет массовых сокращений и у девелоперов, однако некоторые управляющие компании уже предупредили своих сотрудников о возможном снижении зарплат.

К примеру, в компании Budhouse Group, которая управляет несколькими крупными ТРЦ в регионах Украины, сокращение заработной платы планируют уже в апреле. «Мы предупредили сотрудников, что будут сокращения заработной платы в апреле. Дальше будем смотреть по нашим возможностям. Если будем в состоянии обеспечить полноценную заработную плату — будем выдерживать свои обязательства. Если нет, то как минимум 50% до завершения карантина постараемся выплачивать», — отметил операционный директор Budhouse Group Максим Гаврюшин.

Смена приоритетов

Стоит отметить, что работу с персоналом в связи с карантином вынуждены корректировать не только остановившиеся компании, но и те сети, продолжающие работу. К примеру, в компании Ашан Украина отмечают, что острый дефицит персонала в магазинах отсутствует, однако ритейлер предпринимает целый ряд мер по реорганизации работы сотрудников.

«Речь идет о графиках работы, миксовании сотрудников между более и менее востребованными отделами, предоставлении возможности работать в магазинах, которые ближе к дому, либо дистанционно там, где процессы позволяют это сделать (в большей мере для офиса). Также направляем персонал на помощь партнерам из Zakaz и Glovo, чтобы совместными силами ускорить процесс доставки товаров клиентам», — рассказали RAU в пресс-службе сети Ашан, уточнив, что наиболее актуальными специальностями для компании остаются эксперты IT и data-аналитики.

В других крупнейших сетях магазинов ситуация похожая: несмотря на введение карантина острой нехватки персонала не наблюдается. При этом большая часть ритейл-компаний переводит хед-офисы на удаленную работу.

Крупнейший drogerie-ритейлер Украины – сеть магазинов EVA – не стал исключением. «Чтобы обезопасить наших работников от коронавирусной инфекции, весь центральный офис в Днепре переведен на удаленный режим работы. За неделю до этого провели предварительное тестирование работы всех служб компании и убедились в их готовности работать удаленно. Это ожидаемо изменило и наши бизнес-процессы. Стало больше общения топ-менеджеров с командами по телефону, через сервисы видеоконференций. Постановка и контроль выполнения задач — через внутренний корпоративный портал. Впрочем, несмотря на бешеный темп работы, топ-менеджеры находят время, чтобы поддержать и подбодрить команды. Потому что люди в это время — самое главное», — говорит исполнительный директор линии магазинов EVA Ольга Шевченко.

В сервисах доставки по-разному вырос спрос на услуги, а соответственно — по-разному изменились и потребности в дополнительных кадровых ресурсах.

К примеру, сервис Zakaz.ua, который специализируется на доставке товаров из супермаркетов, запустил масштабную кампанию по набору персонала на вакансии сборщиков и курьеров. К компании уже присоединились несколько десятков новых сотрудников.

«Однако мы продолжаем ощущать нехватку кадров. Сейчас работаем в восьми городах, и доля закрытых вакансий отличается в зависимости от города. Если в Житомире и Виннице готовы взять дополнительно 2-3 человека, то в Киеве и городах-миллионниках эти цифры на порядок больше», — говорит CEO Zakaz.ua Андрей Курский. По его словам, сборщики и курьеры – не единственные вакансии компании. Сервис ищет IT-разработчиков, HR-специалистов и операторов call-центра. При этом топ-менеджер считает, что до окончания карантина наиболее популярными будут вакансии курьеров, комплектовщиков заказов, операторов call-центров, а также HR-менеджеров и тренеров.

В сервисе доставки Raketa, напротив, не ощущают дефицита кадров. В компании признают, что с ростом дистанционных заказов увеличился спрос на курьеров, но он полностью перекрылся людьми, которые временно потеряли работу. «Мы же полностью справляемся действующей командой. Работа логистического отдела построена так, что мы гибко и оперативно реагируем на пиковые нагрузки. Набор сейчас открыт только в городах, где планируется дальнейшее расширение покрытия сервиса Raketa», — добавляют в компании.

Меньше продавцов – больше курьеров

В компании Work.ua уверяют, что первые недели карантина уже существенно изменили ситуацию на рынке труда. Во второй половине марта в Украине существенно сократилось как количество вакансий, так и количество резюме. Такая ситуация наблюдается как в отельно-ресторанном бизнесе и туризме, так и в розничной торговле, недвижимости и других сферах бизнеса (графики ниже).

В то же время, аналитики компании обращают внимание на тот факт, что хотя вакансий в целом стало меньше, отдельные компании наоборот – увеличили темпы набора сотрудников. «Компания Glovo ищет курьеров, особенно на своем авто, ищет сотрудников Нова пошта, Meest ищет курьеров и даже топ-менеджеров. Поэтому можно говорить, что компании экспресс-доставки испытывают острую нехватку рабочих рук. В e-commerce также упало количество вакансий, но отдельные компании ищут самых разных специалистов: логистов, водителей, менеджеров по работе с клиентами и PPC-специалистов», — рассказали в Work.ua.

Другие данные приводит рекрутинговая компания Head Hunter. Здесь отмечают, что согласно анализу базы вакансий, размещенных на hh.ua|grc, с введением карантина компании из сферы розничной торговли стали проявлять большую активность в вопросе поиска новых сотрудников. Так, доля вакансий, размещенных ими, возросла до 11% от общего количества предложений о работе, а количество вакансий от них увеличилось на 72% по сравнению с аналогичным периодом в феврале.

Во второй половине марта (12-31 числа) больше всего предложений о работе в сфере розничной торговли разместили продуктовые розничные сети — на них приходится 25% всех вакансий в этой отрасли.

Немного уступают по количеству предложений о работе интернет-магазины — ими было размещено 22% вакансий. Причем их доля в общем объеме вакансий в сфере розничной торговли по сравнению с прошлым годом весьма ощутимо выросла — с 16% до 22%.

Увеличилась и доля компаний мобильного ритейла (с 1% вакансий в прошлом году до 8% в марте), а также торговля электроникой, бытовой техникой (с 11% вакансий в прошлом году до 15% в марте). А вот такие сферы, как несетевая розница, мелкий опт, продажа одежды, обуви, аксессуаров, DIY и товаров для дома несколько ослабили свои позиции (в пределах 2-4%).

По информации Head Hunter, чаще всего компании отрасли розничной торговли в течение второй половины марта искали специалистов сферы продаж (продавцов в магазин, менеджеров по работе с клиентами и т.д.). Кроме того, достаточно активно они предлагали работу разработчикам ПО (15% всех вакансий), маркетологам (9% всех вакансий) и бухгалтерам (7% всех вакансий).

Произошли определенные изменения и в разрезе востребованного опыта. Если в прошлом году кандидатов без опыта были готовы рассматривать только в 15% вакансий, то в марте 2020-го этот показатель увеличился до 33%. А вот потребность в специалистах с опытом как от 1 до 3 лет, так и от 3 до 6 лет достаточно ощутимо упала. В первом случае с 57% до 47%, а во втором — с 26% до 19%.

Несколько упал и уровень предлагаемых зарплат. Если в прошлом году почти половина (48%) работодателей были готовы платить от 11 500 грн до 16 900 грн, то в марте этого года самый популярный зарплатный диапазон, на который приходится 44% всех вакансий — от 9100 грн до 14 200 грн.

Эксперты рынка говорят, что снижение уровня зарплат – логичный процесс в условиях сокращения доходов и наступления кризиса. Однако при этом предостерегают компании от массовых увольнений или чересчур кардинального урезания заработных плат.