Опубликовано

В чем стратегия успеха сервиса доставки Glovo

Теги:
Glovo
Фото:
Економічна Правда

Благодаря чему стартап из Барселоны Glovo захватывает рынок за рынком, в том числе и украинский.

В мире Glovo более известен как один из самых популярных испанских стартапов, который преуспел на довольно понятной, почти традиционной бизнес-идее, которую немного проапгрейдили с помощью технологий. Портал Investory News собрал краткую историю компании. Редакция RAU публикует дополненную версию материала.

Опыт и амбиции

Для Glovo все началось в 2015 году, когда Сача Михауд и Оскар Пиерре запустили стартап в Барселоне. На тот момент оба основателя уже были опытными бизнесменами. Например, Сача Михауд к этому времени основал несколько успешных диджитал-компаний, в том числе известные на мировом рынке Latinred и Inlander Communications. А Оскар Пиерре на тот момент имел опыт запуска стартапов FUO Concept и Zikkomo. Впоследствии к команде присоединились не менее опытные основатели онлайн-барахолки Wallapop и других проектов Жерар Оливе и Мигель Виченте.

Молодая компания выходила на рынок с простой и понятной концепцией: доставим вам что угодно и откуда угодно за 60 минут.

«Мы хотим сделать любой магазин, ресторан или продукт в вашем городе доступным немедленно, по низкой цене, 24 часа в сутки, семь дней в неделю», — утверждал в одном из первых интервью Сача Михауд.

Для этого Glovo превратил свое приложение для смартфона в своеобразный маркетплейс, где собраны партнерские рестораны и торговые точки, из которых можно заказать еду, продукты и товары из супермаркетов, лекарства, одежду и много других вещей. И именно доставка из кафе и ресторанов почти сразу стала популярной опцией и остается такой до сих пор.

Возможности Glovo ограничиваются только законом и габаритами упаковки, ведь курьеры пользуются только велосипедами, мотоциклами, скутерами, легковыми автомобилями или общественным транспортом. Если не принимать во внимание техническую часть, бизнес-модель стартапа тоже очень проста. Покупатель делает заказ через приложение, курьер-гловер забирает его и быстро доставляет по адресу. Выполнять обещание о 60 минутах удается благодаря нескольким факторам.

Во-первых, сервис создает широкую сеть своих партнеров и торговых точек, позволяет оптимизировать процессы. Во-вторых, в Glovo набирают большое количество курьеров, что тоже способствует ускорению работы. И, конечно, IT-система сервиса постоянно совершенствуется, подстраивается под локальные особенности каждого города или страны, чтобы максимально усовершенствовать логистику. За счет этого, как подчеркивают в компании, в регионах, где она работает полгода и более, среднее время доставки заказа составляет 35-45 минут.

Когда стартап только запустился, доставка одного заказа стоила 5,5 евро, при этом гловер получал 70-80% от этой суммы, а остальное — компания.

Со временем цифры стали отличаться от города к городу и от страны к стране. Например, сейчас на самом большом для Glovo испанском рынке стоимость доставки варьируется от 1,9 до 3 евро, в Украине — от 20 до 60 грн. Однако основной принцип остался неизменным: рестораны и магазины получают выручку, покупатели — товар, курьеры — заработок, а Glovo — свой процент за посредничество и сервис.

Стоит отметить, что примерно в одно время с Glovo на испанском рынке начали работать очень похожие стартапы, например, iKiora, Comprea и Veinticuatrosiete. Более того, на мировом уровне тоже были свои лидеры, такие как американский сервис доставки Postmates и британский Jinn. Впрочем, не исключено, что успеху Glovo в значительной мере способствовали глобальные амбиции. Как отмечал Сача Михауд, основатели всегда рассматривали свой проект как глобальную компанию. В частности, несмотря на то, что сервис начинал работу в Испании, английский язык стал для приложения основным с первых дней работы.

Как бы там ни было, стартап быстро заметили инвесторы. По данным Crunchbase, всего Glovo получил 152,1 млн евро инвестиций за шесть раундов.

Первыми, кто поверил в компанию, были трое бизнес-ангелов, которые в марте 2015 года вложили в нее 140 000 евро. В том же году команда получила еще 2 млн евро венчурных инвестиций, а уже в марте 2016-го Glovo поглотил своего потенциального конкурента — молодой миланский сервис доставки Foodinho.

В сентябре 2017 года в рамках раунда В стартап получил еще 30 млн евро от группы инвесторов, среди которых были японский e-commerce-гигант Rakuten и венчурный фонд Cathay Innovation. Последний и пока рекордный для Glovo раунд инвестирования завершился в июле 2018 года получением еще 115 млн евро от Rakuten, Cathay Innovation, европейского ресторанного оператора AmRest и нескольких других инвесторов. После этого рыночная стоимость стартапа по оценкам испанских СМИ выросла до 300 млн евро.

В Украину вслед за Uber и Taxify

Масштабирование Glovo началось с родной Испании, перекинулось на соседние южноевропейские страны, далее на Латинскую Америку, Европу, Ближний Восток, Африку. Сейчас стартап присутствует более чем в 20 странах мира. При этом компания осваивает и развитые рынки ЕС, и экзотические направления вроде Доминиканской Республики или Марокко. Но, независимо от региона, захват новых рынков происходит по одной схеме «концентрических кругов». То есть, сначала Glovo осваивает один город, налаживает там все процессы, а затем расширяет свое влияние, запуская сервис на новых территориях.

Официальный запуск Glovo в Украине состоялся в октябре 2018 года. По традиции, компания начала с центральных районов Киева.

Как отмечал в интервью украинским СМИ директор по региональному развитию Glovo Устав Арагваль, до выхода на украинский рынок стартап подтолкнуло активное развитие служб такси Uber, Taxify, Uklon, фактическое отсутствие прямых конкурентов и большая аудитория потенциальных клиентов. Компания нацелена на молодых жителей больших городов, работающих в офисах, а также на бизнес, не имеющий собственных служб доставки.

В конце декабря 2018-го сервис Glovo объявил о кооперации с международной сетью ресторанов быстрого питания McDonald’s. Собственно, обе компании имеют опыт подобного сотрудничества в других странах, поэтому такой шаг был оправдан.

За месяц к списку партнеров Glovo присоединилась украинская сеть Salateira — для начала кооперационную доставку запустили для Оболонского, Подольского и Шевченковского районов. Кроме того, испанская компания имеет партнерство со многими другими столичными кафе и ресторанами, национальными сетями супермаркетов, аптеками и т.д. При этом уже за первый год работы Glovo удалось запустить сервис доставки еды в столице и еще десяти городах Украины.

Одним из своих главных конкурентных преимуществ в Украине Glovo считает универсальность, возможность заказать почти все через единый сервис и гарантированно получить быструю доставку.

Как отмечал менеджер по запуску новых рынков Glovo Рами Эль-Рефаю, сразу после старта работы в Киеве испанский стартап не имел прямых конкурентов в Украине.

Впрочем, похоже, что ситуация быстро изменилась. В конце января 2019-го началась активность сервиса доставки от Uber — Uber Eats. Слухи о его запуске в Украине ходили еще с февраля предыдущего года, но старт несколько раз откладывали.

Уже в начале 2019 года подразделение Uber наконец получило руководителя, а через несколько недель объявило и о наборе курьеров на мотоциклах, велосипедах и авто. В феврале прошлого года сервис официально объявил о начале работы в Киеве. В начале к Uber Eats уже были подключены около 200 партнерских ресторанов.

Другой международный игрок — компания Menu Group, которая представлена в Армении, Грузии и Беларуси, запустила службу доставки в Украине в октябре 2019-го. С тех пор компания значительно расширила свое присутствие, а с началом в стране карантина начала подключать рестораны на доставку за 6-12 часов.

Активно развиваются в Украине и локальные игроки. Весной 2018 года в Днепре был создан сервис доставки еды из ресторанов Raketa, который впоследствии расширил свою работу на другие города-миллионники: Киев, Харьков и Одессу. Ранее в компании заявляли, что в 2020 году сервис намерен зайти еще в 15 городов, после чего начнется покрытия всех украинских городов с населением более 200 000.

Поэтому, по крайней мере в ресторанном сервисе быстрым испанцам есть с кем потягаться. Чтобы усилить свои позиции в этом сегменте, совсем недавно Glovo запустила в работу свою первую «облачную кухню» в Украине, первыми партнерами которой стали заведения Kitaika, 3B Café, Torisho, Menya Musashi, сети Berliner Döner и Foodz Ukraine.

Модель «облачная кухня» предусматривает открытие специальных кухонных помещений, доступных только для поваров, ресторанного персонала и курьеров Glovo. То есть такая кухня закрыта для жителей города и создана для приготовления блюд исключительно для пользователей сервиса доставки.

В Glovo такая модель получила название «Cook Room». Их открытие Glovo начала с Барселоны в 2018 году, а сегодня они также успешно функционируют в Мадриде, Буэнос-Айресе, Лиме, Милане и Сантьяго де Чили.

Формат «Cook Room» призван решить ряд задач. В компании уверяют, что в непростой период для украинского ресторанного бизнеса — это удачная опция, которая позволит учреждениям перенастроить процесс работы, обеспечить загруженность кухни и расширить сеть доставок. В итоге, это даст возможность сохранить бизнес, рабочие места и клиентов в условиях нарастающего кризиса.