Опубликовано

Андрей Курский, CEO Zakaz.ua: "В апреле количество заказов выросло почти на 75%"

Теги:
интернет-магазин
Zakaz.ua
Фото:
RAU

Во время карантина в Украине и в мире резко увеличился спрос на доставку еды. К соответствующим сервисам подключается все больше ритейлеров и ресторанов, а сами игроки рынка доставки увеличивают количество курьеров и совершенствуют работу своих приложений.

Издание The Page расспросило генерального директора сервиса доставки продуктов питания Zakaz.ua Андрея Курского о том, как изменилась работа компании во время карантина, о ее прибыли, инвесторах, а также о том, что ждет рынок в ближайшие пять лет.

— Как появился Zakaz.ua и почему вы решили начать проект?

— Проект стартовал в 2010 году. Тогда группа программистов-энтузиастов создала ІТ-продукт для онлайн-продажи товаров торговыми сетями. На тот момент e-commerce существовал в нишах бытовой техники, косметики, книг, но не продуктов.

Изначально торговые сети не проявляли особого интереса, потому что привыкли работать в традиционном офлайн-формате и торговать продуктами в интернете было для них в новинку. Поэтому в 2014-2015 годах компания начала заявлять о себе, в том числе как операционная. Мы уже могли собирать товары на полках в магазине и доставлять их конечному потребителю.

Первыми нашими партнерами были Novus, «Фуршет» и даже рынок «Столичный», который находится на Кольцевой дороге, позже подключились МЕТRO, «Ашан», «МегаМаркет» и «Таврия В». На сегодняшний день Zakaz.ua работает с шестью ритейл-партнерами в 8 городах Украины: Киев, Харьков, Одесса, Львов, Днепр, Запорожье, Винница и Житомир. От сотрудничества со «Столичным» мы отказались из-за меняющихся цен и отсутствия чеков.

— Как работает сервис?

— У нас есть два основных источника доходов. Первый — это комиссия от ритейлеров за то, что мы как оптовый покупатель берем у них продукты и другие товары повседневного спроса. Второй — это стоимость доставки, которую оплачивает клиент. Сейчас в Киеве она составляет 69 гривен для заказов весом до 40 кг. Если вес больше, предусмотрена доплата согласно тарифам.

Для того чтобы обеспечить работу бизнес-процессов, в первую очередь нужно желание торговых сетей. У партнера должна быть возможность предоставить нам в пользование зону на своих торговых площадях. Мы ведь не только собираем товар с полок магазина, но и размещаем там наше оборудование, имеем отдельные кассовые зоны и прочее. Своих складов у нас нет.

Что касается доставки — все наши курьеры доставляют товары клиентам на личном транспорте. У компании есть определенные требования к тоннажности машины, при этом мы покрываем стоимость топлива и амортизацию.

— Насколько это было тяжело организовать?

— Самая сложная задача — договориться и продать сервис. Но с каждой новой сетью у нас все меньше и меньше проблем. И сейчас желающих подключиться к нам даже больше, чем мы это можем сделать одномоментно.

— Что происходит на рынке в последнее время? Возросло ли у вас количество заказов?

— После начала карантина спрос вырос многократно. Мы наблюдаем это во всех городах, в которых работаем, однако особенно он высок в городах-миллионниках. В апреле количество заказов выросло на 74,5% в сравнении с докарантинным периодом. Все это время мы наращивали наши операционные возможности, набирали новых сборщиков и курьеров, а также увеличивали сервисные мощности.

В апреле количество заказов выросло на 74,5% в сравнении с докарантинным периодом.

Мы надеемся, что после завершения карантина спрос существенно не упадет, потому что люди оценят преимущества заказа продуктов онлайн и будут пользоваться услугами далее.

— Как изменились условия работы после начала карантина и кризиса в целом?

— В первую очередь мы отправили работать на удаленку программистов (около 40 человек). Что касается курьеров, то после объявления карантина мы обеспечили всех сотрудников медицинскими масками, дезинфекторами, перчатками. Мы ведем журналы здоровья и фиксируем температуру у тех курьеров, которые выходят на смену.

Заработную плату в условиях карантина мы не меняли.

— Zakaz.ua приносит прибыль сейчас?

— Проект не является прибыльным — тех денег, которые мы зарабатываем, не хватает для развития проекта. Мы получаем инвестиции для этого от внешних инвесторов, в частности от инвестиционного фонда CIG.

Стоит также отметить, что наша компания нацелена на рост капитализации и сейчас мы в первую очередь инвестируем в IT-продукт и во все операционные процессы. По нашим оценкам, мы должны выйти в операционный ноль в среднесрочной перспективе.

— Почему этого до сих пор не произошло?

- Какой-то период времени Zakaz.ua работал на своих деньгах, но это не позволяло нам развиваться. Этот бизнес может окупаться только на эффекте масштаба, поэтому текущее развитие возможно только за счет внешних вливаний.

— Какой-то период времени Zakaz.ua работал на своих деньгах, но это не позволяло нам развиваться. Этот бизнес может окупаться только на эффекте масштаба, поэтому текущее развитие возможно только за счет внешних вливаний.

— Какой вы видите вашу компанию через год-два? Имеете ли вы долгосрочную цель?

— Как мы видим, во всем мире онлайн-бизнес очень быстро развивается. Однако в Украине доля онлайн фуд-ритейла менее 1%, а общая доля e-commerce составляет порядка 5-6% (в развитых странах этот показатель 25-30%). То есть нам есть еще куда расти и на рынке достаточно ниш, которые можно занять.

— Каковы преимущества вашего сервиса?

— У нас удобный сайт и собственное мобильное приложение, на котором можно в считанные клики сделать заказ. Вы получаете товары по тем же ценам, которые есть в супермаркетах. То есть вам не нужно самому идти в магазин, стоять в очереди и нести домой тяжелые пакеты.

Стоит также отметить, что доставку мы осуществляем в течение трех часов.

— Какие проблемы еще существуют, которые нужно решить, чтобы развиваться быстрее и лучше?

— Нам предстоит перестраивать операционную модель работы вместе с нашими ритейл-партнерами. Сейчас ритейлеры привозят товары в свои супермаркеты, раскладывают их по полкам, а наши сборщики, как обычные покупатели, их забирают. Потом сотрудники Zakaz.ua пробивают эти товары на кассе и везут клиенту. Это не самая оптимальная модель. Поэтому хорошо было бы работать из каких-то распределительных центров или darkstore, где специально под нас была бы паллетная выкладка и мы бы не пересекались с клиентами. Это позволило бы нам оптимизировать нашу операционную модель, соответственно, сократить расходы наши и ритейлеров.

— Предположим, что кто-то решил торговать одеждой украинского производства или другим товаром. Что вы порекомендовали бы человеку, который тоже хочет торговать в интернете?

— Очевидно, нужно любить этот бизнес и своих клиентов. Когда ты чем-то занимаешься с любовью, то у тебя это будет получаться. Не важно, чем торговать: одеждой, книгами, продуктами питания. Главное, чтобы твой бизнес приносил радость и пользу обществу. Потенциал в Украине для этого, безусловно, есть.

Стоит также отметить, что сейчас отличное время для того, чтобы начать онлайн-торговлю. Все, кто сидит сейчас по домам, в той или иной степени пользуются онлайн-бизнесом.

— Наступит ли время, когда люди будут совершать покупки исключительно онлайн?

— Возможно, мы доживем до тех времен, когда доля онлайна будет значительно превалировать над долей традиционной торговли. Это пойдет на пользу городам. Сейчас один наш курьер доставляет продукты 10-15 клиентам. Если бы не наш курьер, то эти люди выехали бы из своих домов на такси, на личном или общественном транспорте и поехали бы в супермаркеты. То есть мы облегчаем городской трафик.

— Как думаете, насколько вырастет рынок доставки и ваш сегмент в последующие пять лет?

— Я не хочу давать долгосрочные прогнозы. Но могу предположить, что рост будет кратным. За последний год мы выросли в два раза, а что касается нашего сегмента, то в пятилетней перспективе он вырастет в 5-10 раз.