Опубликовано

Борис Марков: Как устроена логистика АТБ-Маркет

СЕО и председатель совета директоров корпорации АТБ Борис Марков в новом выпуске видеопроекта «Интервью с топом» рассказал о логистической инфраструктуре компании, строительстве новых распределительных центров и внедрении инноваций на складах компании.

Генеральный директор корпорации АТБ также рассказал о размере инвестиций в постройку складов, обновление автопарка, автоматизации и повышении производительности труда на РЦ, а также многом другом. Редакция RAU опубликовала текстовую версию интервью.

О складских мощностях АТБ и эффективности логистики

Наша складская логистика состоит из десяти распределительных центров: восьми собственных и двух арендованных. Три наших РЦ находятся в Днепропетровской области, по два – в Киевской и Харьковской областях. При этом харьковские РЦ мы арендуем. Еще по одному в Одессе, Львове и Херсоне. Общая площадь этих распределительных центров составляет более 200 000 кв. м. Среднесуточный грузооборот составляет более 8000 тонн в сутки, а в период пиковых нагрузок — 10 000-11 000 тонн в сутки.

С учетом того, что АТБ исповедует классический подход к дисконто-ориентированной торговле и ценовому лидерству по ключевым группам товаров, мы стараемся оптимизировать издержки по всей цепочке поставок. Практически у всех розничных операторов, в том числе и у нас, вторая по значимости статья расходов – логистика: складская, транспортная, информационная и так далее. Поэтому уделяем повышенное внимание этому направлению. И с моей точки зрения, логистика АТБ — безусловное конкурентное преимущество компании по сравнению практически со всеми операторами в Украине.

Достаточно давно мы приняли решение о развитии собственных логистических мощностей в складской логистике, а также примерно о 70% собственных мощностей в транспортной логистике.

Уже много лет поддерживаем эти принципы, они позволяют нам быть впереди конкурентов в вопросах стоимости и качества продуктов, а также простоты и скорости приемки\обработки товаров. Комплекс этих мероприятий уже долгие годы дает возможность удерживать затраты на логистику в пределах до 4% от оборота.

О наращивании логистических мощностей и строительстве новых РЦ

Сейчас находимся в активной фазе строительства собственного распределительного центра в Харькове. Планируем ввести его в эксплуатацию в начале следующего года, а во втором квартале — запустить собственную логистику в харьковском регионе, заменив два арендованных РЦ.

АТБ-Маркет

Крупнейший по товарообороту и количеству магазинов ритейлер Украины. По итогам 2019 года товарооборот АТБ-Маркет составил 126,8 млрд. грн. В марте 2020 года сеть компании насчитывала 1098 магазинов.

Также в активной фазе приобретение земельного участка в Хмельницкой области под размещение нового распределительного центра. По нашим планам строительство будет происходить в 2021 году, а в первой половине 2022-го рассчитываем получить его в свое распоряжение и запустить полный комплекс складских операций.

Каждый из новых РЦ будет занимать площадь около 30 000 кв. м. Таким образом ориентировочно к концу 2021-го – середине 2022-го мы подойдем к рубежу в 250 000 кв. м складских площадей.

Это очень технологичные распределительные центры со специальными климатическими зонами, с самой современной складской техникой и IT-решениями. Инвестиции в РЦ такого класса находятся в диапазоне $900-1000 на кв. м.

Расширение складских площадей даст возможность покрыть все потребности сети на ближайшие три года, а в дальнейшем все будет зависеть от интенсивного и экстенсивного роста. Ведь логистика выполняет обслуживающую функцию: ее стратегия развития напрямую зависит от стратегии развития торговой сети.

О развитии собственного автопарка

Мы располагаем одним из наибольших автопарков в стране. По нашей информации, он самый большой среди розничных операторов и входит в тройку среди всех транспортных операторов в Украине, включая западные компании. Сейчас автопарк АТБ состоит из 655 единиц автотранспорта разной тоннажности – от 3-5 до 20 тонн.

В этом году мы должны получить еще 86 новых автомобилей. Старые авто марки МАЗ будут выведены из эксплуатации к концу этого – началу следующего года.

Развитие автопарка сосредоточено на автомобилях немецкой фирмы MAN с самыми современными будками и охлаждающими агрегатами. При этом каждое приобретение и годовая закупка сопровождается тендерами и сравнением коммерческих предложений. Мы очень тщательно следим за качеством автопарка, его работоспособностью и за коммерческими условиями приобретения.

Об IT-решениях для управление логистикой и автоматизацией складов

Ключевой программный продукт, который мы используем – это WMS-система Manhattan. По классификации WMS-систем, это как условный Bently в мире авто. По нашей информации, кроме нас в Украине такую технологию используют только две компании. Мы были вынуждены остановить свой выбор на этой дорогой и сложной с точки зрения доработки системе в силу больших объемов наших операций, количества транзакций и необходимости частично централизованного, а частично децентрализованного управления системой. Сейчас находимся на этапе перехода от старой версии на версию 2018. В этом проекте мы первые в Украине и одни из первых на просторах постсоветского пространства.

Также на наших складах работает целый комплекс информационных систем, в том числе Yard Management System и TMS System, которая управляет подачей и распределением транспорта.

Уже не первый год реализуем целый пул проектов, связанных с повышением производительности труда и автоматизацией. Конечно, мы все еще очень далеки от роботизации наших складских площадей. В первую очередь потому, что в Украине пока относительно невысокий уровень оплаты труда складского персонала и относительно высокие капитальные вложения на приобретение роботизированного оборудования. Но учитывая тренд роста фонда оплаты труда и снижения стоимости оборудования, вся цивилизованная торговля и логистика движутся в сторону автоматизации. Мы не исключение, но подходим к этому процессу разумно, постепенно и через экономическое обоснование.

О приоритетах в развитии логистики и новых услугах для поставщиков

Рассматриваем логистику как нашу кровеносную систему, поэтому и акцентируем внимание на собственных логистических мощностях, пытаясь контролировать процесс от начала до конца. Наша дальнейшая стратегия развития будет направлена на повышение производительности труда, постепенное эволюционное замещение персонала софтом и железом, а также на создание комплексного продукта для наших поставщиков, для их удобства, комфорта и более эффективной работы всей логистической цепочки.

Сдачу своих складских площадей в аренду не рассматриваем ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе. Однако уже в ближайшее время планируем выйти на рынок с предложением по оказанию комплексной услуги 3PL оператора.

Благодаря этому проекту у поставщика будет возможность поставить товар до ближайшего распределительного центра АТБ, после чего мы сами будем заниматься внутрискладской логистикой и развозить товар по всей нашей логистической системе. Это должно работать в конфигурации win-win и точно будет дешевле и удобнее для поставщика, чем его собственная логистика. Также это будет выгодно и для нас с точки зрения загрузки производственных мощностей и цикличности логистических процессов. Думаю, что с этим комплексным предложением в тестовом режиме мы выйдем на рынок уже в этом году.