Дмитрий Расновский, Glovo: Наша бизнес-модель еще не вышла на самоокупаемость в Украине
- Фото:
- Дело
Испанская компания Glovo работает на рынке Украины с 2018 года, предлагая пользователям услуги доставки еды, продуктов и различных вещей через мобильное приложение. За это время компания успела выбиться в лидеры на украинском рынке быстрой доставки.
В эксклюзивном интервью Delo.ua генеральный менеджер компании Glovo Дмитрий Расновский рассказал о том, как в Украине развивается рынок доставки, конкурентах и перспективах в будущем.
О скорости развития
Нам удалось вырасти в сотни раз. Были всего лишь несколько недель, когда наши показатели падали, но основная динамика — это рост бизнеса, оборотов, плюс мы дали возможность огромному количеству людей — десяткам тысяч курьеров — получать доход.
Компания меняется каждый месяц. Когда мы начинали, штат сотрудников насчитывал около 10 человек, а сейчас нас примерно 70. Изменились метрики эффективности бизнеса. Если ранее в приоритете был правый берег Киева, то сейчас покрытие намного шире. Сегодня мы работаем по всей столице, в области, а также в больших городах страны (по состоянию на 10 июня 2020 года — уже 20 городов).
О планах
В Украине мы, в первую очередь, рассматриваем все города, где население более 200 тысяч человек. Это почти все областные центры. Но экспансия продолжается, так как мы еще присутствуем не везде.
Мы живем в стране с населением 40 миллионов человек. Наверняка у нового юзера найдется причина сделать заказ хотя бы раз в месяц. Такая же история была с телефонами. Когда вышел первый смартфон, то количество юзеров было совсем маленьким. А посмотрите, что сейчас. Я уверен, что подобная тенденция распространяется и на доставку.
О доле на рынке доставки
Понятие доставки очень широкое. Например, доставляет Новая Почта, Розетка и так далее. Можно считать вместе с ними, а можно учитывать только доставку еды или доставку из супермаркетов. Но тут также есть разница. Например, Zakaz.ua доставляют на следующий день, а мы за 45 минут после заказа. В чем-то мы, возможно, конкурируем, но не во всем. Если говорить о сервисах именно быстрой доставки, то я оцениваю нашу долю рынка в 75-80%.
О конкурентах
Главный конкурент ушел. Компания UberEats достаточно серьезный конкурент с опытом, технологией и базой юзеров такси, которых переводили на услугу доставки еды. Но несмотря на это, компания решила покинуть рынок. Menu.ua также уходят из рынка, поэтому на данный момент конкурентом остается Raketa. Понятно, что мы также можем конкурировать с конкретными брендами доставки, но тут, я думаю, из крупных только Dominos.
Что касается Raketa — это достаточно молодой игрок, которому предстоит еще многое сделать. Инвестиции, которые они вкладывают, помогают развивать рынок. Они также приводят новых пользователей, делают рекламу, в которой у них есть определенная экспертиза. Посмотрим, что будет дальше, так как им также предстоит еще многое понять. Мне кажется, для них последние шесть месяцев были хорошими, а остальные шесть или девять месяцев будут определяющими. Ранее их услуги для юзеров были полностью бесплатными, а сейчас, с внедрением стоимости доставки, им придется показать что-то еще, кроме цены. Я имею в виду качество операций и количество ресторанов. Если они смогут все сделать, то будут расти дальше, развивать рынок и себя.
Почему доставка из супермаркетов дороже, чем из ресторанов
Доставка из супермаркетов дороже по причине, что она сложней и ниже маржа, чем у ресторанов. Многие супермаркеты сами собирают заказ потому, что у курьеров на это уйдет больше времени и в процессе он может сделать ошибку. Модель доставки из супермаркетов сама по себе более комплексная и дорогая. Прибыльность на заказ из супермаркетов существенно ниже, чем из ресторанов.
О работе курьером в Glovo
Есть рекордсмены, которые делают по 25 заказов в день и даже больше, но все зависит от условий. Также мы делаем прогнозы на день по загрузке. Иногда в день выходит слишком много курьеров, если мы ошиблись с прогнозом. В таком случае понятно, что у них меньше заказов. Бывает, что пошел дождь, спрос вырос, но курьеры не успевают выполнить все заказы из-за плохой погоды. В условиях маркетплейса, когда есть три аудитории, которые непосредственно связаны друг с другом, все может меняться за день и с очень быстрой скоростью.
Также все зависит от транспорта, на котором курьер осуществляет доставку, так как зимой они больше ходят пешком или ездят на машине. В летний период нам нужно больше курьеров с двухколесным транспортом. В последние дни мая доходы были выше по причине того, что были дожди и мы выдавали много rain — бонусов за плохие погодные условия, так как доставлять в непогоду намного тяжелей.
Как карантин изменил бизнес компании
В целом для нашей бизнес-модели ничего не поменялось. Но мы увидели, как коронавирус повлиял на привычки людей, как они стали более открыты к категории доставки, в частности. То есть, принятие рынком нашей бизнес-модели ускорилось, и выросла частота заказов. Немного изменился контекст и внутренняя настройка нашей системы. Например, стало больше оплат картами, но мы к этому были готовы.
Мы в начале пути и тут все настолько понятно и просто, где не нужно ничего придумывать. Нужно посмотреть на успешные кейсы, которые есть в других странах и повторить за ними.