Опубликовано

Почему Glovo и Raketa остались одни на рынке доставки и кто может составить им конкуренцию

Теги:
Glovo
Raketa
сервис доставки
Фото:
All Retail

С начала лета Glovo и Raketa буквально расцвели, ведь с рынка за этот период ушли сразу два их конкурента.

Не достигнув ожидаемых показателей, Украину покинули американская Uber Eats и армянская Menu Group (развивала сервисы menu.ua и eda.ua). Обе решили сфокусироваться на других странах. В редакционной статье журнал НВ анализируются причины успеха двух компаний и неудач их конкурентов. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами материала.

Пришедшая в Украину в октябре 2018‑го испанская Glovo выбилась в национальные лидеры. Сервис доступен уже в 22-х городах Украины. При этом «подключение» новых населенных пунктов происходит с опережением запланированного ранее графика, говорит Дмитрий Расновский, генеральный менеджер компании Glovo в Украине. У компании больше 3 млн загрузок приложения и примерно 3000−3500 подключенных ресторанов.

Курьерская служба Raketa начала работу в Днепре с марта 2018‑го, а покорять столицу взялась через год после прихода Glovo. Чтобы закрепиться на рынке, компания предложила потребителям бесплатную доставку и намеревалась удерживать это конкурентное преимущество около года. Но показатели, которых совладельцы планировали достичь к декабрю 2020‑го, они получили уже в апреле. И с 4 мая Raketa стала взимать плату — по 40 грн с клиента за заказ. Как говорит Алексей Юхимчук, совладелец сервиса, число новых пользователей все равно компенсирует отток прежних клиентов, не пожелавших платить за доставку. «За март, апрель, май мы выросли по количеству заказов где‑то в четыре раза», — поясняет бизнесмен.

На данный момент к сервису подключены свыше 2000 ресторанов, из которых более тысячи — столичные заведения. Raketa покрывает 15 городов, а к концу года будет три десятка. Компания даже готовится к масштабированию в другие страны.

Сейчас стоимость привлечения клиентов ниже за счет органического трафика, так как люди сами ищут доставку, чтобы уменьшить количество контактов. Поэтому Glovo ускорила подключение не самых больших городов — Броваров, Борисполя, Кривого Рога.

Кроме того, сам по себе этот рынок молод, а потому активно развивается. "Если в Западной Европе или США уровень проникновения онлайн-заказов составляет 20%, — рассказывает Станислав Дмитрик, еще совладелец Raketa, — то в Украине примерно 4%. Даже в некоторых постсоветских странах этот показатель выше«.

Рынок доставки еды из ресторанов, по мировой статистике, составляет 80−90%, остальное — супермаркеты, аптеки, цветы и другие товары. И все это «остальное» также будет расти.

Из-за того что люди в период карантина старались меньше выходить из дома, стал популярным подвоз продуктов из супермаркетов. Рост соответствующих поисковых запросов в Google достигал 1000%, рассказывают совладельцы Raketa. Поэтому в максимально сжатые сроки (вместо конца 2021 года первые доставки пошли в апреле 2020-го) в сервисе запустили это новое для себя направление.

У Glovo такая опция была доступна изначально. «В период карантина мы увидели скачок заказов из супермаркетов и аптек — показатель удваивался и даже утраивался из недели в неделю», — говорит Расновский. И хотя теперь рост замедлился, все равно показатели выше докарантинных.

Menu Group покинула рынок, на который пришла около года назад, когда купила сервис заказов eda.ua — агрегатор, который не располагал собственной курьерской службой. Основатель Menu Group Ваган Керобян связывает неудачу с плохим знанием местного рынка.

Uber Eats решила прекратить работу не только в Украине, но и еще в шести странах. Продолжение работы на этих рынках противоречило бы стратегии компании, согласно которой та должна быть № 1 или № 2 на рынке. К тому же еще на этапе запуска Uber Eats ослабила история с переходом их ответственного менеджера в Glovo.

Компания Uber Eats очень медленно развивалась и не смогла наладить работу с крупными сетями, такими как McDonald’s и KFC, что стало одним из главных факторов их рыночного поражения. А без сотрудничества с подобными компаниями конкурировать на рынке доставки сложно.

Как поясняет Тарас Потичный, руководитель украинского офиса Bolt, который готовится в течение 1−1,5 месяца запустить свой сервис доставки, все подобные бизнесы вначале убыточны, и чтобы выйти в прибыль, надо не только вливать в дело финансы, но и максимально быстро захватить значительную долю рынка. Иначе все теряет смысл.

Кроме того, бизнес-модель должна учесть чужие ошибки, поясняет топ-менеджер. Например, местное юрлицо станет принимать платежи и отправлять их ресторанам. «Все будет здесь, на месте. Это одна из тех ошибок, которые совершил Uber Eats: они не локализовали полностью бизнес», — говорит Потичный.