Опубликовано

Оставайся успешным: как компания «Укрптахосервис» сохранила устойчивость в условиях карантина

Название холдинга «Асторг» может ничего не сказать для обычного человека, но на самом деле это большая «машина», которая масштабно охватывает продуктовый рынок Украины.

В состав компании входят завод по производству полуфабрикатов «Укрптахосервіс», «Балаклейский маслозавод» по производству органического масла, в Харькове налажена обработка и замораживание, дистрибуция и экспорт мяса курицы.

Учредителем предприятия является женщина, которая почти 20 лет успешно развивает свою компанию. Интересно, что сейчас она делает это дистанционно — аж из Майами (США). В ее планах — покорение рынка Соединенных Штатов и ведения своего бизнеса за океаном. Как все это начиналось, что сейчас собой представляет предприятие и каковы планы компании на будущее, — с All Retail поделилась владелица «Асторг» Наталья Шмигельская.

- Добрый день. На сегодня «Укрптахосервіс» позиционирует себя мощным производителем на украинском рынке. При этом деятельность холдинга «Асторг» охватывает производство полуфабрикатов и готовых блюд, дистрибуцию куриной продукции и производство органического масла. Расскажите нам вкратце, с чего все начиналось и как трансформировалась Ваша компания за годы своей деятельности?

В 2003 году я стартовала в бизнесе по дистрибуции охлажденного мяса курицы. Сначала работала с объемом в 100 кг мяса курицы. Через три года компания выросла до оборота 4.5 т курицы в месяц/100 млн долларов в год.

Компания «Укрптахосервіс» основана в 1998 году, специализация — обработка и продажа курицы в своих розничных магазинах. В 2010 году я купила 50% предприятия и вместе с командой добавила еще заморозку куриной продукции. В 2014 году выкупила оставшиеся 50% и мы добавили экспорт замороженной продукции. Розничную сеть охлажденной курицы мы решили продать, это было не актуально для будущего развития рынка. И взяли курс на ритейл, чтобы самостоятельно распространять продукт на полках супермаркетов и начали по сути конкурировать с собственными поставщиками.

На этом этапе нужно было трансформироваться, поскольку мы, как дистрибьюторы были уже неинтересны на рынке — фабрики хотели сами заниматься своей дистрибуцией. Мы поняли, что нужно идти или в выращивание, или в готовую пищу, чтобы иметь маржинальность и не зависеть большими объемами от одного поставщика. Другими словами, найти более маржинальный продукт с меньшим объемом и оборотом. Бизнес по выращиванию курицы мне был неинтересен, поэтому в 2014 году я поняла, что надо развиваться в сегменте готовой еды.

Через два года мы запустили собственную торговую марку «Готово!» и презентовали продукты на полках супермаркетов. Мы выделили два направления в рамках нашей ТМ: «Уже Готово» имеет линейку из 10-ти блюд и «Почти Готово» — из 13-ти блюд. Непростой 2020 год стал для нас переломным. В планах компании было немало новых кейсов, однако всемирная пандемия немного скорректировала наши действия. Конечно, мы не останавливали свою работу, а наоборот создали новую линейку готовых блюд, а именно «Ризото с грибами» и «Спагетти с соусом болоньезе», «Люля кебаб с гречкой» и многое другое — это готовые блюда, которые можно разогреть сразу в упаковке.

- «Укрптахосервіс» осуществляет экспорт мяса птицы в 77 стран мира. Какие трудности возникали в процессе налаживания международного сотрудничества? Усложнился процесс экспорта сейчас, в период карантина?

Экспорт приостановили, конкуренция с мировыми производителями птицы нам неинтересна. Несмотря на то, что у нас были заказы, мы решили сфокусироваться на главном и не распыляться. Сейчас планируем уже экспорт органического масла, а также полуготовые и готовые блюда с адаптацией продукции на рынки, которые нам интересны.

- Как карантин повлиял на показатели «Укрптахосервіса»? Что изменилось в процессе деятельности Вашей компании в условиях пандемии?

Перед карантином мы планировали запуск новой площадки и достройку мощностей на заводе, потому что понимали, что становится тесно. Когда пришел кризис и сети стали заказывать меньше нашего продукта, соответственно снизилась прибыль. Нашей главной задачей стало не расширение, а сохранение наработанного — сделать все, чтобы продержаться. Мы постарались никого не увольнять, чтобы наши сотрудники могли выжить, но мы смогли достойно пройти карантин. Сегодня наша команда работает в полном составе, мы постепенно возвращаемся к тем оборотам, которые были к пандемии. Однако, объемы полностью восстановить не удалось, из-за того, что покупательская способность стала ниже.

Во время карантина мы запустили экспериментальную доставку наших ланчей «Готово!» в Печерском районе Киева с помощью Uber и Raketa. Пристально наблюдаем за американским рынком и ведем переговоры с сетями, потому что экспортная выручка очень нужна, и это очень хорошая поддержка бизнеса в Украине. Если нам удастся договориться, то это позволит создать дополнительное производство.

Также в период карантина мы оптимизировали наши расходы. Вместо найма новых сотрудников, используем сполна все возможности аутсорсинга.

- Если говорить о Вашей марке продукции «Готово!» — как Вам удается конкурировать в сегменте готовых блюд и корпоративного питания? В чем заключается уникальность этого Вашего продукта?

Уникальность продукта ТМ «Готово!» заключается в том, что пища находится в ланч-боксах. Это уникальное алюминиевое упаковки, в котором можно сразу готовить. Это одна из наших ключевых отличий от конкурентов, потому что это затратный и трудоемкий процесс, который не все производители готовы поддерживать.

Мы не используем консерванты! Вся продукция свежеприготовленная, хранится в специальной газовой среде, которая исключает рост бактерий. На заводе на каждом этапе продукция отслеживается стандартами HACCP.

Отдельно стоит сказать о качестве непосредственно мясного сырья — мы не используем фарш с костями, а исключительно чистое мясо, то есть мы производим наши полуготовые продукты из сырья очень высокого качества. На рынке это по-настоящему выделяет наш продукт среди конкурентов. Нам важно кормить качественно и быть лидерами вкусовых предпочтений.

Над созданием блюд трудятся профессиональные повара. В ассортименте готовых блюд ТМ «Готово!» сэндвичи, супы, салаты и другие привычные варианты корпоративного питания. Мы сделали качественный продукт по доступной цене, адаптированный под современную кухню и сохранили устоявшиеся пищевые привычки украинцев. В линейке есть рис, ризото, гречка, булгур и многое другое.

К развитию в сегменте корпоративного питания мы сейчас активно готовимся, и уже разработали сайт онлайн-продаж с приложением, через который можно заказать меню на неделю или на каждый день. Стоит отметить, что наш продукт имеет очень маленький срок хранения. Доставка происходит сразу со склада радиусе 3 км. Мы сейчас в поиске максимально оптимального варианта логистики в данных условиях.

— Сотрудничаете ли Вы с ритейлерами в направлении private labels?

Да, работаем. Мы делаем заготовки для национальных кулинарий основных сетей супермаркетов ТМ «Шеф-повар без кухни». Это в основном ручной труд. Этот процесс мы строили 4 года. Частный лейбл в этом сегменте мне пока представляется сомнительным, поскольку по сути мы вырастим сами себе конкурента. Есть запросы, но этот вопрос пока открыт для меня.

- Есть ли у Вас какие-то табу в процессе ведения Вашего бизнеса?

Не производить продукты сомнительного качества, несмотря на заявки, которые нам поступают. Речь идет о перемолотые кости вместе с мясом для удешевления продукта. Я отказываюсь от таких предложений. Также мы не используем в процессе приготовления консерванты. Мою продукцию едят мои дети. И я хочу гордиться тем, что я делаю. Именно я как владелец гарантирую качество продукции, а значит она должна соответствовать моим стандартам.

- Ваше интервью с Евгением Черняком уже набрало в YouTube свыше 150 тыс. просмотров. В Вашей жизни что-то изменилось после этого?

Да, изменилось. Публичность для меня не является комфортной. Я, как большинство бизнесменов, привыкла к более «невидимому» режиму работы. В личном плане я пережила небольшой стресс. В плане бизнеса стало легче вести переговоры, получаю больше заочных рекомендаций, повысилась лояльность и доверие из-за того, что публичность требует беречь репутацию, которая, как известно, не прощает ошибок.

- В интервью BigMoney Вы сказали, что планируете запуск компании в США. С какого именно продукта начнется этот процесс?

Точно не из мяса, ведь в США завозить мясные продукты не разрешено. Можно рассмотреть только продукцию без мяса, как вариант блины, вареники и тд. Однако, пока мы находимся на стадии переговоров, поэтому разглашать планы пока не могу. Американский рынок очень интересен для меня в плане новых испытаний, надеюсь, что все получится.

— Очевидно, что другая страна — это другая культура и другие потребительские нужды. Как планируете адаптировать Ваш продукт под зарубежного потребителя?

Конечно, мы проанализировали конкурентный ассортимент, обнаружили для себя сегмент, который можем заполнить. А дальше будет продолжаться процесс адаптации торговой марки под американского потребителя.

- Какие еще планы у компании на 2020 год?

Миссия бренда «Готово!» заключается в том, чтобы экономить время наших украинцев в приготовлении пищи в пользу более любимых и приоритетных дел. Мне хочется, чтобы еще больше украинцев полюбили «Готово!», доверяли и выбирали наши продукты на завтрак, обед или ужин. Зато мы позаботимся о максимально удобной доставке домой и в офисы, обеспечим разнообразие, качество и вкус наших блюд ТМ «Готово!».