Опубликовано

Кому достался брусничный пирог

Теги:
AR эксклюзив
Фото:
All Retail

Какие украинские food-ритейлеры заполучили лучшие площадки бывшей сети Рината Ахметова

Уже прошел почти год, как рынок розничной торговли Украины покинула сеть фрешмаркетов «Брусничка». Историю своего становления сеть «Брусничка» начала еще в 2006 году, обустроив центральный офис в Донецке. Собственник холдинга SCM Ринат Ахметов инвестировал средства в розницу, новый для себя бизнес на то время. В своей экспансии управляющая компания «Украинский Ритейл» сделала ставку на большие города Восточной части страны.

С 2009 года по 2014 ритейлер (до рестайлинга, проведенного в 2011 г., сеть имела название «Брусниця») преуспела в развитии, активно поглощая конкурентов (компании, в частности, достались ряд объектов сетей «Большая Ложка», «Оливье», VARUS-express и «Вопак»). На конец 2014 года в Украине работало 145 «Брусничек» — это был лучший показатель этой сети за всю ее историю.

Проблемы у ритейлера появились вскоре после начала военных действий на Востоке страны. Весной 2015 года «Брусничка» была вынуждена закрыть своих 54 объектов на оккупированных территориях (как заявили потом в компании, это были лучшие локации сети, которые приносили 80% всей прибыли).

В результате, офис компании «Украинский Ритейл» с целью минимизации потерь перекочевал в Днепр. Впрочем, в последние годы «Брусничке» так и не удалось воссоздать былой успех — пока компания оправлялась от «военного» шока, повестка дня на рынке изменилась, а конкуренты нарастили мышцы. Стартовало начало конца «Бруснички».

В середине октября 2019 года Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства компании «Украинский Ритейл». В СМИ сообщалось, что «Брусничка» остановила свою деятельность с общей кредиторской задолженностью в размере 1,098 млрд грн.

Как известно, львиная часть помещений Бруснички (а на начало 2019 г. под управлением сети было не много ни мало 100 магазинов в 6 областях страны) была арендованными площадками, много из которых впоследствии облюбовали другие продуктовые сети.

Последующая ситуация с экс-объектами «Бруснички» была на прицеле у аналитиков All Retail. Все это время мы отслеживали, кто же займет площадки бывших «Брусничек». Кроме того, по этому поводу мы пообщались с экспертами рынка, знакомыми с компанией «Украинский Ритейл» изнутри. В результате, у нас собралось достаточно информации, чтобы провести целое расследование.

Таким образом, по состоянию на июнь 2020 года уже 60 «брусничных» помещений заняли другие продуктовые ритейлеры. Вот эти счастливчики:

• Парадоксально, но больше всего своих магазинов на месте бывших объектов сети «Брусничка» (19 точек) открыла локальная харьковская сеть «Посад». Этот ритейлер никогда ранее не был замечен в активной территориальной экспансии, но, судя по всему, уход из рынка конкурента вызвал квантовый скачок в развитии этого оператора (за последний год «Посад» успел выйти за пределы своего родного харьковского региона и теперь магазины этой сети присутствуют также в Полтавской, Донецкой, Луганской и Сумской областях);

• 17 помещений бывших «Брусничек» заняла днепровская сеть VARUS. Примечательно, что этот шаг ознаменовал для ритейлера повторный выход в Донецкую область;

• В свою очередь, сеть минимаркетов «Делви» открыла 6 своих объектов в локациях, где ранее располагались объекты «Бруснички» (преимущественно в Кривом Роге).

Помимо трех указанные ритейлеров «брусничный пирог» также откусили запорожские cети «Апельмон» и «Эконом», кременчугский «МаркетОПТ», полтавский «Наш Хуторок», мариупольская «Грация», киевский LAFAR, северодонецкая «Семья», а также харьковские «DIGMA-маркет», «Чудо Маркет» и «Полюшко». Еще раз отметим, что анализ демонстрирует ситуацию по состоянию на июнь 2020 г. и на этот момент на рынке еще «гуляло» более 40 объектов, в которых ранее располагались «Бруснички» и где (пока) не зафиксировано открытий магазинов других food-ритейлеров.

Еще один забавный момент: мы не зафиксировали ни одного случая открытия магазинов «АТБ» на месте экс-брусничек, хотя обе сети работали в похожих форматах.

Если рассматривать картину в разрезе отдельных населенных пунктов, то больше всего новых магазинов сетевых food-ритейлеров на месте бывших фрешмаркетов открылось в Полтаве и Кривом Роге.

Сложности с эксплуатацией некоторых бывших объектов «Бруснички» возникли в Днепре. Это единственный областной центр из бывших регионов присутствия сети, где в локациях Бруснички пока так и не открылись другие food-ритейлеры — многие заведения сейчас попросту пустуют.

Денис Поддубский, сооснователь «Службы развития ритейла» считает, что действующие в Днепре продуктовые сети имеют достаточно плотное покрытие города и вакантные площади арендованных бывших объектов «Бруснички» не заинтересовали их с точки зрения привлекательности. «Возможно, некоторые из них были бы интересны для каких-то новых сетей, которые хотели бы зайти в город, но таких состоянию на сейчас нет. Что касается собственных помещений „Украинского Ритейла“ в Днепре— допускаю, что некоторые из них в будущем могут открыть свои двери как сетевые продуктовые магазины», — добавляет эксперт.

_________________________________________________

Мнение эксперта

— На текущий момент бывшие помещения супермаркетов «Брусничка» в Днепропетровской области, которые находились в аренде, были возвращены собственникам и часть из них поделили между собой сети VARUS и «Делви». Несколько помещений были переформатированы в небольшие торговые центры (к примеру, на просп. Мира, 14 в г. Днепр или объекты сети в районных центрах области) либо сданы собственниками помещений другим ритейлерам — преимущественно, специализированной продуктовой рознице.

Часть закрытых магазинов и «неликвидов» была продана частным инвесторам и компаниям, которые занимаются их переформатированием и реконструкцией. В частности, наша компания, совместно с партнёрами, также приобрела несколько бывших помещений «Бруснички» и в данный момент готовится к их переформатированию в современные объекты торговли.

Артем Ретин, управляющий партнер консалтинговой компании Retail.Pro

_________________________________________________

Если сопоставить все факты, то можно сделать вывод, что «брусничный пирог» преимущественно разделили между собою большие локальные food-ритейлеры Востока и Центра страны. Забавно, что в свое время (2009 г.) «Брусничка», в частности, развивала свою сеть и за счет магазинов VARUS-express (было открыто 22 «Бруснички» на месте VARUS-ов). В свою очередь, теперь уже VARUS занял 17 «брусничных» помещений.

Понятно, что история с бывшими «Брусничками» еще не окончена. Быстрее всего сдать площадки новым операторам удалось собственниками арендованных помещений, а вот часть тех объектов, что непосредственно принадлежали компании «Украинский Ритейл», стоят закрытыми и ждут своих покупателей в рамках юридических процедур.

All Retail, в свою очередь, и дальше продолжает мониторить эту историю, чтобы в следующих выпусках журнала предоставить своим читателям новые эксклюзивные материалы.