Опубликовано

Парадоксальная экспансия, запуск e-commerce и продовольственный «Эпицентр»: ритейлеры Украины подводят итоги развития в 2020 году

Уже месяц как остался позади 2020-ый год. О плохом вспоминать совсем не хочется, а вот проанализировать, чем жили и сколько магазинов открыли ритейлеры в прошлом году – можно.

Food-ритейл

Парадоксально, но несмотря на все сложности ушедшего года, сектор сетевого продовольственного ритейла в Украине развивался весьма активно. Свыше 700 новых маркетов «подарила» нам отечественная розница – это один из рекордов за последние годы.

Больше всего торговых точек в 2020-ом году традиционно открыла днепровская компания «АТБ-маркет»: 127 ее новых дискаунтеров заработали по всей Украине, что на 39 магазинов больше, чем в 2019 г. В целом, на конец декабря 2020 г. года в стране функционировал 1201 объект сети АТБ.

Второй оператор в Украине по количеству FMCG-магазинов - столичная компания Fozzy Group - в 2020 г. также преуспела в экспансии. 

За 12 месяцев 2020-ого этот ритейлер запустил 55 новых объектов – это в разы больше, чем за последние два года (в 2019 г. – 44 торговые точки и 25 точек - в 2018 г.). Лидером открытий в компании оказалась сеть «Фора» – 19 новых объектов. Одинаковое количество новых магазинов в прошлом году открыли также сети супермаркетов «Сільпо» и дискаунтеров Thrash! – по 18 объектов. Особенно плодотворным на экспансию 2020-ый год стал для сети Thrash! (для сравнения, в 2019 было открыто всего 4 новых дискаунтера).

Таким образом, на конец декабря 2020 года в Украине работало 279 супермаркетов «Сільпо», 262 объектов сети «Фора», 57 дискаунтеров Thrash!, 9 гипермаркетов Fozzy, 4 Le Silpo и 1 магазин Favore.

Еще очень «молодая», но крайне перспективная сеть магазинов у дома «КОЛО» продолжает прорыв по территории Киева, его окрестностях и Одессы. «КОЛО» по праву можно назвать одним из лидеров среди ведущих food-ритейлеров страны по числу новых открытий. 

Управляющая сетью «КОЛО» компания «Аритейл» за весь 2020 год открыла 119 новых магазинов. Кроме того, именно в предыдущем году сеть «КОЛО» покорила новый регион (Одессу) и запустила больше всего минимаркетов в масштабах всей страны. На конец 2020 года ритейлер имел в своем портфеле 221 минимаркет, что и вывело его на четвертое место в списке ведущих food-ритейлеров страны по числу магазинов.    

Тем не менее третьей по счету среди продуктовых операторов (по общему числу объектов) остается компания VolWest Retail (Луцк), развивающая бренды «Наш Край» и SPAR. В 2020 году VolWest Retail открыла 36 новых магазинов, при этом львиная доля приходиться именно на SPAR (28 объектов). В целом, на конец ушедшего года в Украине функционировало 222 магазина «Наш Край» и 59 SPAR. 

Отдельным абзацем стоить отметить старт на рынке профессионального ритейла Украины компании МХП – со своим брендом «Мясомаркет» этот оператор за полгода открыл сразу 52 новых магазина. К примеру, лишь в декабре 2020 г. под вывеской «Мясомаркет» заработало 30 торговых объектов.  

Дрогери

Еще один лидер с берегов Днепра - но уже в сегменте развития продаж товаров личной гигиены и бытовой химии - сеть EVA - в 2020 г. году открыла 87 новых магазинов. И хотя предыдущий год для этого ритейлера не стал настолько взрывным, как 2019-ый (тогда EVA открыла 218 новых объектов), компания продолжает оставаться безусловным лидером своего сектора. Общее число магазинов EVA на конец декабря 2020 года составило 1050 торговых точек.

На втором месте в секторе дрогери-ритейла – еще один выходец из Днепра, сеть PROSTOR. За 2020 год сеть приросла 129 новыми объектами, (включая 97 торговых точек «КОСМО»). В целом, на 31 декабря 2020 года сеть PROSTOR насчитывала уже 426 торговых точек.

DIY

Лидер украинского рынка DIY-ритейла, сеть «Эпицентр», в 2020 году тоже показала весьма неплохие результаты. За прошлый год компания «Эпицентр К» запустила 7 новых торговых объектов – правда, немного «сбавив обороты» по сравнению с 2019-ым годом, когда сеть открыла 10 магазинов. При этом, в 2020 г. «Эпицентр» продолжил процесс проникновения в небольшие города, открывая там свои мини-гипермаркеты. Таким образом, на 31 декабря 2020 года в Украине уже насчитывалось 67 объектов сети «Эпицентр».

Кроме этого, 2020-ый год ознаменовался для компании «Эпицентр К» запуском проекта «FOOD MARKET». В указанный период ритейлер успел открыть 10 таких продуктовых магазинов – все они расположены в составе действующих гипермаркетов «Эпицентр».

Помимо цифр по открытиям, также стоить отметить явление, ставшее массовым в ритейле Украины параллельно с приходом пандемии – это развитие e-commerce. Именно запуск собственных онлайн-площадок стал характерным для многих торговых операторов, начиная с весны 2020 г. При этом, если для секторов fashion, дрогери или DIY практика торговли через Интернет - уже привычная норма, то для многих food-ритейлеров это стало новым кейсом.

До пандемии COVID-19 покупка продуктов питания онлайн была возможной лишь у некоторых традиционных food-операторов: сетей NOVUS, «Копійка», «Таврия В», METRO, «АШАН», «Наш Край». Сейчас же заказать товары через Интернет возможно также не только у лидеров рынка («АТБ» и «Сільпо), но и у многих локальных операторов. Ритейлеры - даже те, кто ранее считал нерентабельным внедрение e-commerce в свою деятельность - сумели довольно оперативно наладить такой канал продаж и продолжают работу над его совершенствованием.