Опубликовано

Истина в вине: как развивает свое дело винодел из Закарпатья. И почему он не спешит выходить в торговые сети

Теги:
вино
AR эксклюзив
Фото:
All Retail

Влад Чопак — винодел родом из Закарпатья. Мужчина уже более 5 лет производит вино на склонах гор в окрестностях села Среднее. Сегодня он работает на виноградниках площадью 3 гектара и производит до 10 тыс. литров вина в год. Для господина Чопака это дело даже не бизнес — это его призвание, ведь за высшим образованием он бухгалтер, который позже получил квалификацию техника-технолога по бродильному производству.

С Владом мы пообщались о культуре потребления вина в Украине и о препятствиях на пути к винодельческому бизнесу. Также наш собеседник рассказал, почему не хочет внедрять свой продукт на полки сетевых магазинов, насколько важны сомелье при дегустации вин и еще много интересного. Как результат, мы подготовили для Вас очень искреннее и откровенное интервью.

- Добрый день. Вот уже несколько лет, как Вы занимаетесь необычным для рядового украинца направлением деятельности. Почему именно виноделие? Как и когда Вы поняли, что хотите заниматься именно этим делом?

- На самом деле виноделие, так или иначе, привлекало меня уже очень давно. Была даже попытка сделать вино в домашних условиях. Но тогда эксперимент закончился неудачно — в силу определенных обстоятельств — и желание заниматься виноделием отошло на второй план.

А несколько лет назад жизнь сложилась так, что я снова начал заниматься виноделием. На этот раз — это уже не «домашние условия», а полноценное производство, хотя и маленькое.

- Какую площадь сейчас занимают Ваши виноградники? Есть ли у Вас возможность расширения территории?

 - Общая площадь виноградников составляет 3 га. На первый взгляд, это немного, но если всем заниматься самому — то масштаб на самом деле очень большой. Работы постоянно хватает. Во всем мне помогает мама. Со временем, надеюсь, удаться создать полноценный семейный бизнес. Хотя на самом деле не воспринимаю виноделие с виноградарством как бизнес.

Несмотря на бесконечный поток задач, которые приходится все время решать, о расширении пока речь не идет. Но, конечно, есть желание со временем увеличить площадь виноградников и объемы производства вина. Насколько именно — покажет время.

- По вашему мнению, насколько культура потребления вина в Украине сегодня отличается от западных стран? Что нам нужно изменить в этом плане?

- На мой взгляд, культура потребления вина в Украине только формируется. В советское время ее практически не было: был массовый продукт, цель которого — помочь людям быстро опьянеть и быть «в настроении». При этом, преобладала экономическая составляющая процесса производства вина: количество имело большее значение, чем качество. Хотя, конечно, были и исключения, но доступ к ним обычных граждан был ограничен.

На сегодня, украинцы активно перенимают западный опыт как виноделия, так и потребления вина. С одной стороны это хорошо, потому что нам действительно есть чему учиться после определенной деградации отрасли в советские времена и еще большего ее упадка в период становления независимой Украины.

А с другой стороны, мы слепо и бездумно перенимаем негативы современных мировых тенденций в потреблении вина. Определенные страны-производители вина и крупные винодельческие компании навязывают потребителям продукт, который им экономически выгодно производить и продавать. В то же время настоящая ценность вина отходит далеко на второй план.

Цель современных крупных производителей вина проста, она такая же как была при Советском Союзе — сделать много вина с как можно меньшими затратами в как можно более короткий промежуток времени. То есть обеспечить быструю окупаемость инвестиций. В то время, как виноделие всегда считалось «бизнесом для внуков» — именно потому, что период окупаемости инвестиций здесь очень длительный.

Можно долго объяснять детали моей точки зрения (нужно, наверное, подготовить отдельный материал на эту тему), но если коротко, то нам сегодня навязывают вина, которые можно сделать быстро, недорого и в большом количестве. Говорю уверенно: такие вина, несмотря на их вкус и аромат, далеко не так полезны для человеческого организма, как натуральные вина, сделанные по классической технологии на современном оборудовании.

Поэтому я считаю, что сейчас, пока культура потребления вина в Украине только формируется, нужно ее направлять в правильном направлении: популяризировать потребление натуральных вин, которые четко и прозрачно отражают местный украинский терруар (совокупность природных факторов конкретной местности, участки земли, влияющие на свойства выращенных сельскохозяйственной продукции — All Retail), и которые являются настоящим и полезным пищевым продуктом, а не результатом химической реакции.

- ОК. А как нам всем — потребителям и виноделам «старой школы» — добиться того, чтобы украинский винный рынок не был наполнен синтетическими напитками сомнительного происхождения (ибо так дешевле и выгоднее производителю), а украинцы выбирали качественный и полезный продукт?

- В первую очередь, нужно такой продукт производить! Потому многие виноделы говорят, что делают его, а на самом деле не удерживаются и прикрывают ошибки, допущенные в производстве, химическим вмешательством в процесс. И, будем честными, практически все профессиональные (а не домашние) Украинские виноделы занимаются виноделием как бизнесом. А когда объемы продаж незначительны, то потихоньку-потихоньку в голову закрадываются мысли: «А не сделать ли мне свою деятельность более прибыльной, уменьшить затраты, стабилизировать результат (конечный продукт), улучшить вкусовые и ароматические свойства, увеличить количество, а следовательно и объемы реализации?».

Кстати, в смысле оценки вкусовых и ароматических качеств продукта важную роль играют так называемые сомелье (на самом деле, большинство из них не сомелье, а дегустаторы). Скажем такая мелочь, как сплевывания вина при оценке на конкурсе. На первый взгляд, вроде все верно: нужно оставаться трезвым, чтобы продолжать объективную оценку вина. Но при этом упускается его самая главная характеристика — воздействие на наш организм!

Большинство производителей вина четко видят, что никого из дегустаторов и сомелье не интересует влияние вина на организм ... важны лишь вкус и аромат. Есть логическое следствие: вино модифицируется химическим вмешательством так, чтобы соответствовать требованиям дегустаторов. А как оно при этом влияет на тело — никого не интересует.

Думаю, дегустаторам следует изменить свой подход к оценке вина, чтобы способствовать развитию правильной культуры потребления этого продукта.

- Как Вы считаете, сегодня государство больше способствует или мешает таким производителям, как Вы? Какие основные барьеры возникают на пути «новичка» на рынке вина? Расскажите также, пожалуйста, подробнее о сложностях, нюансах и «подводных камнях» получения лицензии.

- Однозначно, что больше мешает, чем способствует! На эту тему можно, так же, писать отдельную статью, но препятствий, созданных государством, очень много. Все они созданы под лозунгом «защитим потребителя от некачественного продукта». И не дай Вам Бог предложить государству изменить законодательные требования — Вас тут же затравят и начнут называть невеждой, или самоотверженно утверждать, что любое изменение существующих норм и требований приведет к тотальному отравления населения некачественным вином и к коллапсу всей винодельческой отрасли ...

Печально смотреть на таких горе-государственников ... Виноделие у нас и так находится в упадке, а нелегального вина в Украине может даже и больше, чем легального. А потребители отравляются в основном легальным виновным продуктом, результатом «культурного» химического процесса.

Возвращаясь к вопросу о «подводных камнях», скажу просто: создается четкая уверенность в том, что государству добросовестные производители качественного натурального виноградного вина сегодня не нужны.

- Расскажите о Вашей деятельности во время карантина. Насколько снизились продажи? Как коронавирус изменил ведения бизнеса, какими стали покупательские настроения сейчас?

- Не могу много рассказать на эту тему, поскольку получил лицензию уже во время карантина. Следовательно, сравнивать официальные продажи вина сейчас у нас не с чем. Но однозначно, что поток туристов существенно уменьшился, друзья и родственники тоже начали пить меньше вина.

 - Наверное, Вы уже зондировали почву относительно потенциального «внедрения» Вашей продукции в торговые сети — для начала, хотя бы в локальные сети Закарпатья. Трудно попасть «на полку» сегодня? Какие основные требования предъявляют ритейлеры?

- В действительности не зондировал, потому что не имею такого намерения. Не хочу пользоваться каналами сбыта, на которые не способен влиять. Мне важно, чтобы мой потребитель получил в руки качественный невредный продукт (специальные условия хранения), по нормальной цене (без чрезмерных наценок), а я при этом вовремя получил свое вознаграждение.

Но слышал — совершенно случайно — недавно от знакомых, что некоторые украинские торговые сети требуют безвозвратный «вклад» за право продавать продукт в их магазинах. Скажу честно — я в шоке. Не знаю, что тут можно еще к этому добавить. Разве только то, что речь идет о шестизначную сумму ...

- Сеть супермаркетов «Сільпо» относительно давно развивает проект «Лавка Традицій», цель которого — дать возможность небольшим крафтовым производствам найти свои рынки сбыта. Не общались ли Вы с менеджментом «Сільпо» по этому проекту?

 - Пока не общался и, как я уже отметил, таких планов пока нет.

 - Сегодня в Вашем «портфеле» — несколько видов вина. Лично для Вас, какое из них самое любимое? И какие виды вина больше всего покупают Ваши клиенты?

- Самого любимого вина нет, потому что в зависимости от настроения и физического состояния мне нравится то одно, то другое вино. А статистика продаж пока тоже незначительна, хотя мне кажется, что фаворитом потихоньку вырисовывается полусладкое розовое вино «Rose», изготовленное из сорта Каберне Совиньон.

- Кстати, Вам нравятся еще какие-то украинские вина других производителей?

- Не имел возможности тесно ознакомиться со всеми новыми украинскими винами, но несколько лет назад мне очень понравилась продукция винодельни им. Князя Трубецкого. Это высококачественные и натуральные вина со своим уникальным вкусом.

- Сегодня основным каналом реализации и рекламы вин для Вас являться социальные сети, в частности Facebook. Почему именно он? Продаются ли Ваши вина еще где-то, кроме онлайна? Как Вы еще планируете популяризировать свои вина?

- Пока начал с Фейсбука по рекомендациям знакомых виноделов. Освою Фейсбук — тогда буду двигаться дальше. Пока на все не хватает времени и сил.

- Что Вы можете сказать по прогнозам о судьбе украинского вина и его долю на отечественном винном рынке? Может закарпатское вино как и брынза или банош — стать гастрономическим достоянием Украины?

- Не может, а станет! И на мировом винном рынке уже через 10-20 лет об Украине будут говорить с уважением. Это несомненно. Потенциал у нас есть: есть климат, есть почва, есть сорта, есть традиции, есть люди. А когда государство начнет реально способствовать развитию виноградарства и виноделия, то развитие отрасли будет гарантировано. Хотя мы и сейчас, вопреки государственной поддержке, потихоньку развиваем производство натурального высококачественного вина.

- Какие планы Čopak wine на 2021?

- Выйти, как говорится, «в плюс». Сейчас с финансовой точки зрения, картина печальная. Поэтому основной план на 2021 — обеспечить финансовую устойчивость.