Euromonitor International: обзор рынка продуктового ритейла в Восточной Европе в 2019 г.
- Фото:
- All Retail
По данным компании Euromonitor International, в 2019 году рынок продуктового ритейла в Восточной Европе вырос на 2% в денежном выражении в постоянных ценах. Таким образом, общий размер рынка достиг 409 млрд долларов США. Как и прежде, темпы роста рынка сильно коррелируют с ростом реального ВВП в регионе, ведь страны региона показали умеренно положительную динамику экономического развития в прошлом году.
Восточная Европа отстаёт от западных соседей в плане проникновения современного продуктового ритейла. В то же время, в 2019 г. рынок продолжал свой путь к постепенной консолидации: лидеры рынка развивались, открывая десятки, а то и сотни новых современных продуктовых магазинов - в то время, как традиционный продуктовый ритейл показывал отрицательную динамику, заняв долю в 28% от всего размера рынка в денежном выражении (против 72% у современной продуктовой розницы). Магазины у дома и дискаунтеры показали наилучшую динамику среди всех форматов продуктового ритейла, показав соответственно динамику роста в 5% и 3% в денежном выражении в постоянных ценах. Эти форматы были успешными из-за того, что потребители предпочитали удобство и экономию во время шоппинга.
Ритейлеры продолжали фокусироваться на развитии омниканальности, поскольку это стало обязательным условием сохранения конкурентоспособности компаний. Так, интересным примером этого тренда является почтовый сервис Justin, который был запущен в 2019 году в Украине. Отделения Justin размещены в магазинах брендов «Сільпо», «Фора» и Fozzy, что позволяет клиентам удобно получить свой онлайн-заказ. Синергия службы доставки и продуктовых магазинов, в свою очередь, позволяет сэкономить на логистических издержках компании.
Диджитализация была одним из важнейших трендов рынка. Цифровые технологии способствовали улучшению покупательского опыта на разных этапах шоппинга, включая онлайн-заказ, выбор товаров в магазине и оплату. Так, польская сеть продуктовых магазинов Bio Family запустила инновационную концепцию магазина, которая обеспечивает возможность шоппинга в магазинах сети в нерабочие часы с помощью мобильного приложения. Таким образом, ритейлер реагирует на запрет торговли по воскресениям, который был введён в Польше в 2018 году.
Кроме того, интересным примером внедрения технологий в продуктовом ритейле является приложение украинской сети супермаркетов «Сільпо». Будучи доступным для смартфонов на iOS и Android, это приложение вмещает в себя такие преимущества программы лояльности «Власний рахунок», как персональные предложения и бонусные баллы, для накопления которых достаточно воспользоваться электронной бонусной картой в формате QR-кода на экране устройства. Приложение «Сільпо» также включает в себя функцию оплаты товаров в магазине, которая работает в связке с цифровым кошельком Masterpass.
Уже в текущем, 2020-ом году, из-за пандемии коронавируса многим ритейлерам в Восточной Европе доводилось в скором порядке запускать решения, связанные с онлайн-заказами продуктов и доставкой на дом. Так, чешская сеть Žabka (не путать с одноименным польским ритейлером) в конце апреля начала сотрудничество с сервисом доставки еды Bolt Food. Преимуществом такого партнерства является высокая скорость доставки, обеспеченная Bolt Food, из-за чего время доставки заказа не превышает 60 минут — также, как и в случае доставки еды из ресторана. Кстати, Bolt, который известен украинским потребителям в качестве агрегатора такси, заявил о планируемом запуске сервиса Bolt Food в Украине в течение этого года.
Многие украинские ритейлеры также спешно занимались внедрением доставки продуктов. Пандемия коронавируса способствовала тому, что одни из крупнейших украинских компаний — АТБ, «Нова Пошта» и Rozetka — объединили свои усилия для предложения нового сервиса доставки продуктовых наборов на дом. Каждая из компаний ответственна за конкретный этап выполнения услуги: так, заказ и оплата происходят на сайте Rozetka, в то время, как АТБ предоставляет сам товар, а «Нова Пошта» выполняет его доставку.
В 2020 году отрасль ритейла в целом покажет отрицательную динамику в связи с пандемией COVID-19. В то же время, ожидается, что продуктовый ритейл и электронная коммерция покажут наилучшую динамику среди всех секторов розничной торговли. Динамика макроэкономических показателей будет ключевым фактором, обуславливающим развитие продуктового ритейла в этом году.
Согласно базовому прогнозу компании Euromonitor International, падение ВВП Украины в этом году составит −6.3%. В других странах региона (таких, как Польша, Румыния и Чехия) диапазон падения реального ВВП составит от −6.3% до −4.0%. В базовом сценарии мы ожидаем восстановления экономического роста в регионе начиная со следующего года. Ожидается, что в 2021 году страны Восточной Европы покажут рост на уровне 4-5% за счет эффекта низкой базы. В будущем этот рост замедлится и закрепится на уровне 2-4% вплоть до 2025 года.
Другим ключевым фактором развития продуктового ритейла будут меняющиеся предпочтения покупателей в связи с пандемией COVID-19. Несмотря на то, что пандемия коронавируса способствует минимизации физического контакта во время покупки, важность персонализированного подхода к покупателю лишь возрастает. Ритейлеры в Восточной Европе все чаще обращают на это внимание и внедряют цифровые технологии для удержания лояльности клиентов. Кроме того, социальная ответственность бренда становится всё более важным критерием для потребителя. Наконец, тренд заботы о здоровье и безопасности сделает вклад в развитие отрасли и через несколько лет после пандемии.
___________________________________
Автор: Иван Хоружий, аналитик Euromonitor International
Работает аналитиком в Euromonitor International, лидирующей компании в сфере стратегических исследований рынка. Он отвечает за исследования потребительских рынков в таких индустриях, как ритейл, платежи, цифровая коммерция и общественное питание в Швеции, Украине и восточноевропейском регионе в целом