5 тенденций, которые определят развитие продуктового ритейла в 2021 году
- Фото:
- All Retail
Эксперты полагают, что после одного из самых бурных периодов для ритейла за много лет (речь о 2020 годе), 2021-ый станет годом, когда компании перейдут от реагирования к стратегическому управлению для долгосрочного роста.
Пока что 2021 год для ритейлеров представляется периодом, наполненным возможностями и неопределенностью одновременно. Хотя новая пандемия коронавируса, распространившаяся по всему миру в марте прошлого года, привела к резкому увеличению продаж продуктовых ритейлеров, неясно, как потребители отреагируют, когда их компании, офисы и школы снова откроются и они снова смогут обедать в ресторанах. Также неясно, когда именно произойдет это возвращение — и как оно будет выглядеть.
По словам отраслевых экспертов, если 2020 год подразумевал быстрое реагирование на катастрофу в области общественного здравоохранения, темой 2021 года будет стратегическое управление для долгосрочного роста. Вместо того, чтобы переоснащать свои цепочки поставок, чтобы идти в ногу с рекордным спросом, компании из мира ритейла будут больше уделять внимания мерчандайзингу и обеспечению лояльности клиентов. Вместо того, чтобы гоняться за внедрением новых сервисов электронной коммерции и онлайн-доставки, ритейлеры сосредоточатся на эффективности и сделают покупки в интернете более удобными для своих посетителей.
Профильное издание Grocerydrive назвало несколько основных тенденций, которые обещают сформировать продуктовую отрасль в 2021 году.
1. Электронная коммерция становится намного более "плавной"
Бум продуктовой розничной торговли в интернете, который ждали давно, произошел очень резко — в 2020 году онлайн-продажи продовольственных ритейлеров выросли в разы. Теперь, по мнению экспертов, компаниям стоит улучшить свои платформы, а также повысить эффективность выполнения онлайн-заказов.
По словам Тома Ферфи, генерального и управляющего директора Consumer Equity Partners, инвестирующей в розничную торговлю, услуга «click and collect» - заказа онлайн, чтобы потом забрать его в физическом магазине (именно такой формат стал предпочтительным для потребителей режимом электронной коммерции в продуктовом сегменте), особенно созрела для улучшений, учитывая высокий спрос и низкотехнологичный подход, который все еще используют многие ритейлеры.
«Это комбинация подходов «У меня есть продукты, которые выставляются в магазине более эффективным образом», и «у меня есть технология, которая позволяет выбирать продукты более эффективно», - сказал Ферфи.
Ритейлеры инвестируют в технологии управления заказами и персоналом. Они также переходят к выделенным пространствам, будь то зоны для онлайн-заказов в магазине или «темные магазины» - dark stores, которые оптимизированы для повышения эффективности подбора заказов. Джордан Берке, бывший руководитель отдела электронной коммерции Walmart China и основатель Tomorrow Retail Consulting, сказал, что он советует вначале увеличить объемы выполнения заказов в магазинах, используя дополнительное пространство и автоматизацию, прежде чем запускать dark stores.
По словам Берке, по мере того, как компании исследуют более зрелые стратегии выполнения заказов, они обнаруживают, что имеет больше смысла выполнять сборку заказов самостоятельно, а более дорогие операции, такие, как доставка, делегировать сторонним поставщикам.
«Ритейлерам следует взять на себя сборку онлайн-заказов, потому что это область, в которой они эксперты», - сказал он.
2. «Битва за потребителей»
Ритейлеры получили значительный прирост в 2020 г. за счет средств, которые потребители тратили на еду во время, когда пандемия ударила по ресторанам и кафе и стимулировала приготовление пищи дома. Но рестораны собираются «откусить» большую часть эти средств в 2021 году, когда все больше людей будут вакцинированы, а предприятия общественного питания снова откроются.
Поэтому, чтобы подпитывать всплеск готовки дома и бороться с усталостью от приготовления еды в 2020 году, розничные торговцы обратились к технологиям, которые упростят покупки и приготовление еды.
Например, американский ритейлер Kroger запустил цифровой инструмент на основе искусственного интеллекта, который предлагает рецепты на основе опубликованных в твиттере фотографий продуктов питания, а Hy-Vee, H-E-B, Schnuck Markets и многие другие компании добавили свежие блюда, включая выбор ресторанов, в онлайн-заказы.
Как отмечает Тери Гунделах, вице-президент аналитики розничной торговли Kantar Consulting, с учетом будущего после пандемии представителям розничной торговли следует подумать о том, чтобы предлагать наборы для еды на ужин и увеличивать количество вариантов завтрака. Target, например, теперь предлагает наборы еды HelloFresh и Local Crate, а также набор свежих продуктов в упаковке. Розничные торговцы также добавили новые бесконтактные услуги, такие, как машины для приготовления смузи.
Ритейлеры делают ставку на долгосрочные изменения в кулинарных привычках и повседневной работе на дому, и Гунделах полагает, что клиенты, которые готовили дома во время пандемии, вероятно, будут продолжать изучать кулинарные впечатления от домашней пищи, даже когда вернутся в бары и рестораны. Но розничным торговцам придется вкладывать средства в инновационный мерчандайзинг и предложения, чтобы поддерживать интерес покупателей.
3. Управление ожиданиями инвесторов после стремительного роста в 2020 году
Ритейлеры привыкли к стремительному росту продаж на протяжении 2020 года, поскольку пандемия беспрецедентно быстро вынудила клиентов переходить в физические и онлайн-магазины. Но, вероятно, эти огромные приросты, которые включают трехзначное увеличение цифровых доходов по сравнению с прошлым годом, уступят место более скромному прогрессу - или даже отрицательным результатам - если страны смогут взять под контроль ситуацию с коронавирусом в 2021 году.
«Это один из ключевых нарративов, которые продуктовые магазины должны будут продавать на Уолл-стрит, - объясняя им, что долгосрочные траектории бизнеса на самом деле очень позитивны», даже несмотря на то, что исключительный рост, который наблюдают розничные продавцы продуктов питания, вероятно, прекратится», -отмечает Нил Сондерс, управляющий директор GlobalData Retail. Инвесторы «закладывают определенные ожидания в свои модели...поэтому нам придется пересмотреть эти ожидания».
Джейсон Голдберг, директор по коммерческой стратегии Publicis, сказал, что тот факт, что странам, вероятно, потребуются месяцы для широкого применения вакцины от COVID-19, даст компаниям возможность укрепить связи с потребителями, что может помочь им сохранить хотя бы часть импульса 2020 года.
«Во всяком случае, мы, вероятно, больше беспокоимся о компаниях и продажах в 2022 году, потому что к тому времени, надеюсь, перспективы в области здравоохранения будут намного лучше, и, вероятно, возникнет обратная реакция, когда многие люди захотят вернуться в рестораны", - сказал он.
4. Программы лояльности изменятся
Ритейлеры уже давно обсуждают возможность развития своих схем лояльности за рамки базовых программ на основе баллов. Но 2020, похоже, наконец перевернул чашу весов, поскольку продуктовые магазины Amazon - а вместе с ними и его обширная программа Prime - расширились по всей стране, а Walmart представила свою собственную премиальную программу лояльности Walmart+.
Программа Hy-Vee Plus включает в себя персональный сервис покупок, бесплатную доставку и специальную линию поддержки клиентов. По словам Гэри Хокинса, эксперта по лояльности и генерального директора Центра развития розничной торговли и технологий, ритейлеры могут также проводить специальные мероприятия для членов, предоставлять им первый доступ к новым продуктам и предлагать другие варианты.
Членские взносы не требуются для ритейлеров, обновляющих свои программы лояльности, сказал Бишоп из Brick Meets Click. «Ищите, чтобы бакалейщики начали предлагать уникальные льготы, связанные с их фирменным стилем», - сказал он, указав на рынок Дороти-Лейн в Огайо, который подчеркивает его местную привлекательность, предлагая скидки в местных предприятиях, таких как танцевальные студии и ландшафтные дизайнеры.
«Лояльность - это уже не просто скидки и баллы», - отмечают эксперты Brick Meets Click. - «Это действительно способ выйти на клиентов, а затем использовать все, что уникально в вашем бренде».
5. Прорыв Amazon на рынке продовольственного ритейла
Крупнейший интернет-ритейлер мира Amazon не демонстрирует совершенно никаких признаков замедления роста в продовольственном ритейле после того, как в прошлом году внедрял новые форматы продуктовых магазинов и совершенствовал технологии покупок в магазинах и онлайн.
Лидер мировой электронной коммерции представил два новых формата магазинов, зафиксировал миллионы новых клиентов в своем онлайн-сервисе продовольственного ритейла и запустил самовывоз во всех магазинах Whole Foods.
Традиционным ритейлерам следует ожидать, что Amazon продолжит расширение своего физического присутствия в сфере продуктовых магазинов в 2021 году, при этом источники отмечают, что на данный момент компания уже подписала не менее 100 договоров аренды новых точек Amazon Fresh.
«2021 год будет просто сумасшедшим годом для продуктового подразделения Amazon», - сказала Энн Меззенга, генеральный директор розничного блога Omni Talk.
Меззенга ожидает, что Amazon по мере открытия новых магазинов будет увеличивать долю покупателей среди поколения Z, которые заботятся об удобстве. Между тем, продуктовая сеть супермаркетов Whole Foods, у которой уже есть устоявшаяся история клиентов, скорее всего, послужит «полигоном» для тестирования новых продуктов, услуг и технологий, сказала она.
Меззенга прогнозирует, что Amazon не только масштабирует и оптимизирует свою продуктовую зону, но и объединит свои продуктовые магазины с центрами здравоохранения.
«Это очень реалистично, что они могут разместить центр здравоохранения в [магазине Amazon Fresh], а если не центр здравоохранения, то, возможно, сначала аптеку, а затем будут открывать и небольшие клиники», - сказала она.
Дополнительные сервисы здравоохранения, интегрированные в физическую розничную торговлю, могут помочь Amazon в ее растущей конкуренции на офлайн-рынке США с Walmart, которая представила Walmart+ в сентябре и планирует расширить свои собственные медицинские центры.
________________________________
использованы материалы сайта www.grocerydive.com
Перевод: Александр Милянчук