Продовольственная розница Украины: рекордная экспансия, новые ритейлеры и ушедшие сети
- Фото:
- Магазини КОЛО
Компания GT Partners Ukraine выделила основные тенденции количественного развития украинского рынка food-ритейла.
Тренды
Результаты деятельности продовольственных ритейлеров Украины в 2020 году повторяют устоявшуюся в последние годы закономерность: наиболее активную территориальную экспансию в указанный период вели локальные операторы. В частности, в 2020 г. сразу 69 локальных ритейлеров увеличили общее число своих торговых точек, что дает им долю в 79% от общего числа самых активных розничных компаний.
В количественном выражении именно локальные ритейлеры открыли в 2020 году подавляющее число новых FMCG магазинов – 355 торговых точек. В этом компоненте они опередили даже национальных операторов, которые запустили 309 новых объектов за указанный период времени.
За 12 месяцев 2020 года в Украине сетевые продовольственные операторы Украины открыли 912 магазинов, при этом 769 из них были совершенно новыми, а остальные сменили вывеску другой торговой сети в результате процесса ребрендинга или сделки по поглощению. Для сравнения отметим, что в 2019 году было открыто 697 магазинов, из них совершенно новыми были 518 торговых точек.
Главный итог территориального развития food-ритейлеров Украины в 2020 г. – это рекордные показатели открытий новых магазинов за всю историю современной розницы в нашей стране (до этого еще ни разу показатель совокупного количества открытых за год магазинов не превышал цифры в 700 единиц). Это особенно удивительно в связи с карантинными ограничениями, которые действовали в Украине в 2020 г.
В целом, на конец декабря 2020 г. общее число магазинов крупнейших FMCG ритейлеров, работающих в Украине (торговые сети с количеством магазинов самообслуживания больше двух) впервые превысило планку в 6 тысяч единиц и составило около 6050 магазинов 7 разных форматов (супермаркеты, минимаркеты, магазины у дома, гипермаркеты, дискаунтеры, cash&carry и деликатесные маркеты).
В 2020 году на рынке продовольственного ритейла Украины зафиксировано несколько фактов ухода с рынка торговых операторов:
- компания «ПАККО-холдинг» приняла решение свернуть деятельность торговых сетей «ПАККО» и «Вопак»;
- закрылись последние магазины локальной сети «КУМ» (Харьков);
- с территории, неподконтрольной на данный момент украинским властям, ушли донецкие сети «Семерочка» и «Пять вершин»;
- прекратила свое существование сумская торговая сеть «Їжачок»;
- упомянутая уже сеть BILLA стала объектом поглощенья литовской сети NOVUS.
____________________________________
Отдельным пунктом следует перечислить целый ряд новых ритейлеров, которые появились на рынке в 2020 году:
- краматорская сеть супермаркетов LAFAR, большинство первых объектов которой открылись на месте закрывшихся фрешмаркетов «Брусничка»;
- сеть полноценных супермаркетов GoodMarket (Киев), работающих на автозаправочных станциях «БРСМ-Нафта»;
- сеть супермаркетов FOOD Market (Киев), которую начал развивать национальный DIY-оператор «Эпицентр» на базе своих гипермаркетов;
- франчайзинговая сеть минимаркетов «Мясомаркет» (Киев, управляется компанией «МХП»), сходу ставшая национальным оператором;
- новая сеть жестких дискаунтеров «Дивоцін» (Львов), функционирующая в Западной Украине (один из немногих примеров освоения ниши жестких дискаунтеров в нашей стране за последние годы);
- в Житомире на месте магазина «Фуршет» открылся пилотный проект гипермаркета «ЗаТак»;
- новый ритейл-бренд деликатес-маркетов Day&Day (Киев);
- новая днепровская сеть минимаркетов Wfoody, созданная компанией, ранее специализировавшейся на торговле обувью под ТМ Antonio Biaggi.
Лидеры
Ключевое изменение в списке ТОП-5 food-ритейлеров страны – это вхождение в него сети «КОЛО». По сути, этот ритейлер и составил с сетью «АТБ» дует лидеров по числу открытых магазинов в 2020 г.
Так или иначе, традиционно наиболее активным оператором на украинском рынке розничной торговли FMCG товарами в 2020 году стала компания «АТБ-маркет» (Днепр). Это уже устоявшаяся тенденция: на протяжении последних 10 лет этот ритейлер бессменно открывает наибольшее количество новых магазинов. Эта закономерность повторилась и в этот раз: за 12 месяцев 2020 года «АТБ» открыл 127 новых дискаунтеров – это крупнейший показатель этого ритейлера за последние 7 лет.
В целом же, на конец декабря 2020 года днепровский оператор объединял 1201 торговую точку, расположенную в 24 областях Украины.
Вторым по счету food-ритейлером Украины по открытиям новых магазинов в 2020 г. стала компания «Аритейл» (Киев), управляющая сетью минимаркетов «КОЛО». В 2020 г. этот ритейлер открыл 119 новых объектов, расположенных Киеве, Киевской области и Одессе.
В целом, на конец 2020 г. под вывеской «КОЛО» функционирует уже 221 торговая точка. Таким образом, компания уже на четвертый год своего существования вошла в список ТОП-4 ведущих food-ритейлеров страны по числу магазинов.
Главный конкурент сети «АТБ» по показателю общего числа магазинов - компания Fozzy Group (Киев) – в 2020 г. также активизировалась в плане территориального развития (прежде всего, за счет экспансии сетей Thrash!, «Фора» и «Сільпо»). За 12 месяцев 2020 г. этот оператор открыл 55 новых объектов (в 2019 г. – 44 новых объекта). Из открытых в 2020 г. магазинов примерно поровну приходится на супермаркеты «Фора» (19 объектов), а также дискаунтеры Thrash и супермаркеты «Сільпо» (по 18 объектов).
В целом, общее количество продовольственных магазинов, входящих в Группу компаний Fozzy Group (сети «Сільпо», «Фора», Fozzy, Thrash, Le Silpo и Favore), на 31 декабря 2020 г. составило 612 торговых точек.
В четверку ведущих food-ритейлеров страны по числу открытых магазинов в 2020 г. вошла также новая сеть «Мясомаркет», за полгода своего существования сдавшая в эксплуатацию 52 новых объекта.
Форматы
Наиболее востребованными розничным форматом современных продовольственных магазинов, которые открывались в Украине в 2020 году, были минимаркеты (до 200 кв.м. торговой площади). На объекты этой концепции пришлось 54% от общего числа сданных в эксплуатацию торговых точек в указанный период времени. Основным локомотивом развития минимаркетов в этот период в Украине была уже упомянутая торговая сеть «КОЛО».
На второй позиции по популярности среди форматов FMCG маркетов, которые открывались в Украине в 2020 году, оказались дискаунтеры. При этом, удел дискаунтеров оказался в два с половиной раза меньше, чем у минимаркетов: на объекты этой концепции пришлось 20% от общего числа сданных в эксплуатацию торговых точек в указанный период времени. Естественно, что львиная доля (почти 70%) открытых в 2020 г. дискаунтеров приходится на объекты сети «АТБ».
Регионы
В период с января по декабрь 2020 года больше всего новых FMCG магазинов (28% от общего числа открытий) открывались в Западной Украине (Волынская, Ровенская, Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская, Хмельницкая, Черновицкая, Закарпатская области). Наибольшее количество новых объектов в Западной Украине в указанный период открыли торговые сети «АТБ», «Наш Край» и SPAR, «Близенько» и «Рукавичка».
За 12 месяцев 2020 г. в г. Киев было открыто почти 21% от общего количества новых маркетов (примерно 190 объектов – это самый высокий показатель в столице за всю историю развития здесь современных food-ритейлеров). Несомненным лидером по количеству открытий новых магазинов в столице в этот период стала сеть «КОЛО».
Третье место по популярности среди регионов страны в указанный период времени опять досталось Восточной Украине (Харьковская, Запорожская, Днепропетровская, Донецкая, Луганская области), где было открыто чуть менее 17% от общего количества новых маркетов.
Регионы Украины, в которых открывались магазины FMCG в 2020 году, %*
Что касается отдельных областей Украины, то самой популярной среди ритейлеров (как и в предыдущие 2 года) стала Львовская область – в 2020 г. здесь открылось чуть более 10% от общего числа новых магазинов. Во многом такой популярности регион обязан сети «АТБ», которая с недавних пор развернула здесь масштабную экспансию. Несильно от Львовской области по степени привлекательности отстала Киевская область (10,0%). Далее по популярности следуют Одесская и Донецкая (8,4% и 4,4% соответственно) области.
Мнение эксперта
- В 2020 году на рынке мы имели уникальную и нестандартную ситуацию, а также целый набор разноплановых факторов, влиявших на динамику экспансии сетей.
Во-первых, лидеры продолжали активно развиваться и «отрываться» в количестве магазинов от других. Например, сеть "Рукавичка" открыла 22 новых современных магазина - как во Львове, Львовской области, так и других регионах.
Во-вторых, рынку продуктового ритейла в условиях пандемии было трудно, но другим бизнесам – еще труднее. Много ресторанов, отелей, магазинов non-food не смогли пережить локдаун, снижение покупательной способности клиентов, трансформации через влияние COVID-19. Соответственно, на рынке торговой недвижимости появились новые объекты, особенно в сегменте аренды.
В-третьих, сами арендные ставки снизились, а потому у продуктовых ритейлеров появился шанс взять эти объекты с перспективой быстрой окупаемости инвестиций.
В-четвертых, само изменение потребительских предпочтений, и динамичное развитие ритейлеров, что поставило на колени несколько региональных и национальных сетей, которые не смогли соответствовать духу новых времен («Вопак», «Фуршет» и другие). На их месте начали появляться магазины других ритейл-операторов.
Ну и пятое – многие мелкие предприниматели обратили свое внимание на продуктовый ритейл. Он хоть и менее маржинальный, но более надежный в долгосрочной перспективе и менее податлив воздействию противопандемическим ограничениям. Отсюда бурное развитие мелких локализованных магазинов современных форматов.
В 2021 году большинство из этих факторов будут влиять на экспансию сетей, однако, по моему мнению, они уже не будут такими определяющими.
По материалам отчета "Ритейл Украины: ТОП 175 торговых операторов FMCG Украины по количеству магазинов за 2020 г. Прогнозы развития ритейлеров в 2021 году", подготовленного компанией GT Parners Ukraine