Опубликовано

Кому достались помещения торговой сети «Вопак» и почему другие ритейлеры не спешат арендовать освободившиеся объекты?

Теги:
Пакко
Вопак
AR эксклюзив
Фото:
All Retail

Сотни работников – на улице. Вместо зарплат – замки на двери главного офиса. А в судебных реестрах – полтысячи дел о взыскании долгов на сотни миллионов гривен. Таким стало завершения истории некогда популярной волынской торговой сети – «Вопак» – «Пакко».

А начиналось все в ООО «ГИППО» (именно так называлось управляющее юрлицо сети накануне банкротства) весьма многообещающе. Еще в 1996 г. «ПАККО Холдинг» (центральный офис в г. Луцк) ворвался в сектор ритейла, расфасовывая крупы под маркой «Хочу ще», а также был дистрибьютором продукции таких производителей, как «Славутич», «Світоч», «Чумак» и др.

В начале 2000-ых пошли первые открытия – сперва в Ровно появились оптовые магазины «Пакко», а следом в Луцке стартовали супермаркеты «Вопак». С 2011 по 2014 гг. «ПАККО Холдинг» занимал одни из ведущих позиций на рынке ритейла Украины по количеству магазинов, руководя свыше 80 торговыми объектами в девяти областях страны. 

Эволюция, переходящая в деградацию – так можно описать ситуацию с количеством торговых объектов «Пакко» и «Вопак». С течением времени триумфальное лидерство пошло на спад. И в 2019 г. магазинов сети «Вопак» стало уже 56 (а объектов «Пакко» - и вовсе 10).

А летом 2020-го в СМИ прогремела новость о финансовых проблемах в компании «ГИППО». Тогда сообщалось, что торговый оператор задолжал за поставленные товары миллионы гривен, существовали долги по заработной плате и налогам, а недвижимость по требованиям банка отчуждалась. Под конец декабря прошлого года остались функционировать лишь франчайзинговые магазины под вывеской «Вопак»: четыре – в Ужгороде и один – в Луцке.

Что же ещё оставило после себя ООО «ГИППО», кроме долгов и разных бизнес-махинаций (разоблачения которых в своих репортажах демонстрировали некоторые волынские СМИ)? All Retail заинтересовала судьба помещений, в которых ранее работали успешные магазины. Кто же «расПАККОвал» площадки компании «ГИППО»?

Львиная доля остававшихся в 2020 г. в расположении компании объектов сети «Вопак» (20 магазинов) присутствовали в Ивано-Франковской области. На данный момент занято всего лишь 6 из них: в 3 локациях открылись другие food-ритейлеры (SPAR и «Дивоцін»), ещё три объекта прибрала к рукам сеть магазинов стоковой одежды. Таким образом, еще 14 площадок ждут своих новых «гостей».

Бывший магазин ПАККО в Луцке на улице Ковельская, 68
Фото: All Retail

На родной для себя Волыни холдинг «ПАККО» оставил после себя 10 локаций, где уже пять объектов имеют на сегодняшний день новых арендаторов. В двух помещениях свои экспресс-маркеты открыла сеть «Сім23», еще в одном разместился магазин SPAR (франшиза Volwest Group). Кроме того, на месте одного из самых больших «Вопаков» в Луцке в скором времени откроется супермаркет «Сільпо». А помещение бывшего магазина «Вопак» в Ковеле приобрело руководство локальной сети «Салют».

Во Львове и Львовской области хоть и функционировало восемь магазинов «Вопак», но на сегодняшний день их них «взяли под опеку» пока только два. Так, сеть «Рукавичка» запустила свой супермаркет на месте одного из «Вопаков» в столице Галичины, а упомянутая уже сеть «Сім23» открыла объект в Червонограде.

В Хмельницком и его окрестностях в 2020 г. было 6 «Вопаков» и один магазин «Пакко», но «обзавестись новыми хозяевами» пока успели лишь три объекта: два з них теперь работают под вывеской сети Thrash!, еще один взяла в свое управление сеть «BULKA маркет».

В трёх из шести ровенских помещений бывшего «ПАККО Холдинг» уже хозяйничают новые food-ритейлеры – SPAR и «Сім23».

Еще одним торговым оператором - «Нормой» - в Черновцах занято два из трёх объектов «Вопака» в этом регионе, еще один арендовала сеть «Тайстра» (входит в одну группу с «Нормой»).

В Тернопольской области - а именно в городе Кременец - на месте бывшего супермаркета «Вопак» открылся магазин сети «Сім23». Другой же «Вопак» в этом городе пока пустует.

В Житомире пока только одно помещение компании «Гиппо» взяла в свое управление сеть секонд-хенда Econom Class, других же две точки ещё свободны.

На Закарпатье два объекта «ПАККО Холдинг» уже занято: в Ужгороде сетью «Лечо», в Сваляве - сетью ALMA. Упомянутые выше 4 франчайзинговых супермаркета в Ужгороде продолжают работать под вывеской «Вопак».

В итоге получается, что на данный момент только в 1/3 помещений, в которых ранее работали магазины «Вопак» или «Пакко», открылись объекты других food-ритейлеров. Более 36 бывших магазинов ООО «ГИППО» пока стоят без дела: больше всего таких (15 единиц) находится в Ивано-Франковской области.

О причинах того, почему другие компании не спешат брать в аренду бывшие площадки «Вопака», на условиях анонимности All Retail рассказал представитель одной из западноукраинских сетей магазинов.

Как утверждает источник, арендная плата в них довольно высока, к тому же сами площадки не готовы сдавать в аренду дольше, чем на 35 месяцев. При том, что арендодателем части помещений является ООО «ГИППО», в компании не могут подписать нотариально удостоверенных договоров, что, соответственно, является обременением  по этим помещениям», — говорит эксперт. - Были случаи, когда инвестор хотел взять в аренду три объекта бывших «Вопаков» для открытия в них магазинов SPAR или «Наш Край», но отказался после того, как узнал, что существуют «специфические нюансы»: например, помещение, сданное в Коломые под EuroSPAR, несколько месяцев спустя было продано с молотка». 

«То есть, по факту получается своего рода «кидалово»: помещение сдают в аренду и обещают стабильность, а чуть позже объект продается», — информирует сотрудник одной из локальных торговых сетей.

 Маркетинговую составляющую локализации магазинов «Вопак» и «Пакко» эксперты оценивают неоднозначно. «В сети «Вопак» была качественная экспансия до 2010 года. Но впоследствии магазины начали открываться на месте бывших супермаркетов «Фаворит» (прежде всего, в Ивано-Франковской области), которые были, мягко говоря, неэффективными. С развитием конкуренции ситуация стала ухудшаться еще больше» - на условиях анонимности говорит ТОП-менеджер одной из крупнейших торговых сетей.

В конце концов, лучшие магазины найдут свое место и будут переоткрыты, — уверены игроки рынка. В первую очередь, речь о тех локациях, которые «Вопак» арендовал, то есть, которые не были в его собственности. «Относительно других помещений, здесь вопрос лежит не в маркетинговой, а юридической плоскости. Потому что заходить в объект, находящийся в залоге или проходящий по делу о банкротстве - очень рискованно», – считает эксперт.