Кому достались помещения торговой сети «Вопак» и почему другие ритейлеры не спешат арендовать освободившиеся объекты?
- Фото:
- All Retail
Сотни работников – на улице. Вместо зарплат – замки на двери главного офиса. А в судебных реестрах – полтысячи дел о взыскании долгов на сотни миллионов гривен. Таким стало завершения истории некогда популярной волынской торговой сети – «Вопак» – «Пакко».
А начиналось все в ООО «ГИППО» (именно так называлось управляющее юрлицо сети накануне банкротства) весьма многообещающе. Еще в 1996 г. «ПАККО Холдинг» (центральный офис в г. Луцк) ворвался в сектор ритейла, расфасовывая крупы под маркой «Хочу ще», а также был дистрибьютором продукции таких производителей, как «Славутич», «Світоч», «Чумак» и др.
В начале 2000-ых пошли первые открытия – сперва в Ровно появились оптовые магазины «Пакко», а следом в Луцке стартовали супермаркеты «Вопак». С 2011 по 2014 гг. «ПАККО Холдинг» занимал одни из ведущих позиций на рынке ритейла Украины по количеству магазинов, руководя свыше 80 торговыми объектами в девяти областях страны.
Эволюция, переходящая в деградацию – так можно описать ситуацию с количеством торговых объектов «Пакко» и «Вопак». С течением времени триумфальное лидерство пошло на спад. И в 2019 г. магазинов сети «Вопак» стало уже 56 (а объектов «Пакко» - и вовсе 10).
А летом 2020-го в СМИ прогремела новость о финансовых проблемах в компании «ГИППО». Тогда сообщалось, что торговый оператор задолжал за поставленные товары миллионы гривен, существовали долги по заработной плате и налогам, а недвижимость по требованиям банка отчуждалась. Под конец декабря прошлого года остались функционировать лишь франчайзинговые магазины под вывеской «Вопак»: четыре – в Ужгороде и один – в Луцке.
Что же ещё оставило после себя ООО «ГИППО», кроме долгов и разных бизнес-махинаций (разоблачения которых в своих репортажах демонстрировали некоторые волынские СМИ)? All Retail заинтересовала судьба помещений, в которых ранее работали успешные магазины. Кто же «расПАККОвал» площадки компании «ГИППО»?
Львиная доля остававшихся в 2020 г. в расположении компании объектов сети «Вопак» (20 магазинов) присутствовали в Ивано-Франковской области. На данный момент занято всего лишь 6 из них: в 3 локациях открылись другие food-ритейлеры (SPAR и «Дивоцін»), ещё три объекта прибрала к рукам сеть магазинов стоковой одежды. Таким образом, еще 14 площадок ждут своих новых «гостей».
На родной для себя Волыни холдинг «ПАККО» оставил после себя 10 локаций, где уже пять объектов имеют на сегодняшний день новых арендаторов. В двух помещениях свои экспресс-маркеты открыла сеть «Сім23», еще в одном разместился магазин SPAR (франшиза Volwest Group). Кроме того, на месте одного из самых больших «Вопаков» в Луцке в скором времени откроется супермаркет «Сільпо». А помещение бывшего магазина «Вопак» в Ковеле приобрело руководство локальной сети «Салют».
Во Львове и Львовской области хоть и функционировало восемь магазинов «Вопак», но на сегодняшний день их них «взяли под опеку» пока только два. Так, сеть «Рукавичка» запустила свой супермаркет на месте одного из «Вопаков» в столице Галичины, а упомянутая уже сеть «Сім23» открыла объект в Червонограде.
В Хмельницком и его окрестностях в 2020 г. было 6 «Вопаков» и один магазин «Пакко», но «обзавестись новыми хозяевами» пока успели лишь три объекта: два з них теперь работают под вывеской сети Thrash!, еще один взяла в свое управление сеть «BULKA маркет».
В трёх из шести ровенских помещений бывшего «ПАККО Холдинг» уже хозяйничают новые food-ритейлеры – SPAR и «Сім23».
Еще одним торговым оператором - «Нормой» - в Черновцах занято два из трёх объектов «Вопака» в этом регионе, еще один арендовала сеть «Тайстра» (входит в одну группу с «Нормой»).
В Тернопольской области - а именно в городе Кременец - на месте бывшего супермаркета «Вопак» открылся магазин сети «Сім23». Другой же «Вопак» в этом городе пока пустует.
В Житомире пока только одно помещение компании «Гиппо» взяла в свое управление сеть секонд-хенда Econom Class, других же две точки ещё свободны.
На Закарпатье два объекта «ПАККО Холдинг» уже занято: в Ужгороде сетью «Лечо», в Сваляве - сетью ALMA. Упомянутые выше 4 франчайзинговых супермаркета в Ужгороде продолжают работать под вывеской «Вопак».
В итоге получается, что на данный момент только в 1/3 помещений, в которых ранее работали магазины «Вопак» или «Пакко», открылись объекты других food-ритейлеров. Более 36 бывших магазинов ООО «ГИППО» пока стоят без дела: больше всего таких (15 единиц) находится в Ивано-Франковской области.
О причинах того, почему другие компании не спешат брать в аренду бывшие площадки «Вопака», на условиях анонимности All Retail рассказал представитель одной из западноукраинских сетей магазинов.
Как утверждает источник, арендная плата в них довольно высока, к тому же сами площадки не готовы сдавать в аренду дольше, чем на 35 месяцев. При том, что арендодателем части помещений является ООО «ГИППО», в компании не могут подписать нотариально удостоверенных договоров, что, соответственно, является обременением по этим помещениям», — говорит эксперт. - Были случаи, когда инвестор хотел взять в аренду три объекта бывших «Вопаков» для открытия в них магазинов SPAR или «Наш Край», но отказался после того, как узнал, что существуют «специфические нюансы»: например, помещение, сданное в Коломые под EuroSPAR, несколько месяцев спустя было продано с молотка».
«То есть, по факту получается своего рода «кидалово»: помещение сдают в аренду и обещают стабильность, а чуть позже объект продается», — информирует сотрудник одной из локальных торговых сетей.
Маркетинговую составляющую локализации магазинов «Вопак» и «Пакко» эксперты оценивают неоднозначно. «В сети «Вопак» была качественная экспансия до 2010 года. Но впоследствии магазины начали открываться на месте бывших супермаркетов «Фаворит» (прежде всего, в Ивано-Франковской области), которые были, мягко говоря, неэффективными. С развитием конкуренции ситуация стала ухудшаться еще больше» - на условиях анонимности говорит ТОП-менеджер одной из крупнейших торговых сетей.
В конце концов, лучшие магазины найдут свое место и будут переоткрыты, — уверены игроки рынка. В первую очередь, речь о тех локациях, которые «Вопак» арендовал, то есть, которые не были в его собственности. «Относительно других помещений, здесь вопрос лежит не в маркетинговой, а юридической плоскости. Потому что заходить в объект, находящийся в залоге или проходящий по делу о банкротстве - очень рискованно», – считает эксперт.