Опубликовано

Жесткие дискаунтеры в Украине — очередной провал или новый тренд?

В современном многослойном мире, социальная структура которого состоит из все большего числа различных подмножеств, зачастую находится достаточное количество потребителей даже для самых необычных и, казалось бы, давно позабытых товаров и услуг.

К примеру, продажи виниловых альбомов в США растут уже пятнадцатый год подряд. В прошлом году там было продано 27,5 миллиона пластинок, что в 30 раз больше по сравнению с 2006 годом, когда началось возвращение винила. Совсем недавно во всем мире происходил бурный рост пользователей социальной сети Clubhouse, которая использует исключительно голосовое групповое общение без встроенной возможности записи. Эксперты считают, что у Clubhouse хорошие перспективы.

А в Украине сейчас появляется все большее количество попыток возрождения такого давнишнего (особенно в странах Западной Европы и США) формата продуктовых магазинов, как жесткий дискаунтер — минимальное оформление торгового зала, небольшое количество персонала, упрощенная выкладка товара и, соответственно, максимальное снижение всех издержек. Давайте попробуем разобраться — а есть ли — с учетом приведенных выше и других подобных примеров — будущее у формата жесткого дискаунтера в его чистом виде?

Исходя из уже имеющихся украинских кейсов, формат жесткого дискаунтера в нашей стране явно не приживается — об этом говорит и неудавшийся эксперимент «АТБ» в первой половине 2000-х годов, и недавний эксперимент сети «Траш», принадлежащей Fozzy Group. Обе сети в итоге приняли решение о переформатировании своих магазинов в более «мягкий» формат.

С другой стороны, сеть классических жестких дискаунтеров «Светофор» (MERE) открыла уже более 2 200 магазинов — в основном в России, где осенью прошлого года X5 Retail Group, к слову, вывела на рынок проект «Чижик» аналогичного концепта. Но в последние несколько лет собственники «Светофора» предпринимают постоянные попытки закрепиться на колоссальном пространстве Евразии от Испании до Китая. Вне пределов РФ успехи пока не очевидны, но эксперименты с экспансией продолжают предприниматься. В том числе — и в Украине, где скоро начнут открываться первые магазины MERE (Николаев, Павлоград, Белая Церковь).

В связи с повсеместной миграцией дискаунтеров в направлении «экономных супермаркетов» и магазинов «у дома», ниша жесткого формата, при котором магазин представляет из себя скорее склад с промышленными стеллажами или вообще поддонами, заставленными коробками с товаром, а затраты на интерьер, экстерьер и продвижение стремятся к нулю, оказалась практически свободной как у нас, так и в других европейских странах.

В то же время, в период экономического кризиса дискаунтеры пользуются повышенной популярностью. ВВП Украины в 2020 году снизился из-за пандемии коронавируса на 4,4%, а количество безработных возросло на 33%. Через центры занятости прошли 2,2 млн наших сограждан, а 11,1 млн пенсионеров прямо сейчас получают среднюю пенсию около 3 500 грн ($125). Добавим к этому 1,5 млн студентов — и получим минимум 40% населения страны, которые выживают на очень небольшие деньги. Это обширная аудитория, которая вполне сможет оценить уровень цен жесткого дискаунтера, закрыв глаза на невысокий сервис и не всегда удобное расположение магазина.

Примечательно, что в последнее время в Украине начали развиваться несколько локальных сетей, которые работают по аналогичной «Светофору» модели — это, к примеру, западноукраинский проект «Дивоцін» и запорожский «Грошик». Как и «Светофор», они открываются в первую очередь не в областных центрах, где население обладает более высокими доходами, а в более мелких городах, где фактор цены является более определяющим.

Помимо немногих схожих проектов, которые пока вряд ли смогут оказать значительное влияние, конкурентами для MERE в Украине могут выступать разве что мелкооптовые рынки. На мой взгляд, перспективы для развития этого формата как нишевого (в первую очередь, в районах с низким уровнем доходом проживающих там людей) определенно есть — достаточно посмотреть на успех магазинов секонд-хенда и дешевых бытовых товаров. Однако для того, чтобы эффективно зайти в эту нишу, определенно потребуется нечто большее, чем рассеянные по стране менеджеры по развитию без какой-либо структуры управления и четкой бизнес-стратегии.

Денис Поддубский, сооснователь «Службы развития ритейла», начальник отдела развития сети VARUS