Опубликовано

Высокая аренда, карантин, конкуренты... Почему ритейлеры закрывают свои магазины?

Ритейлеры предлагают посетителям разнообразные программы лояльности, акции, розыгрыши, коллаборации. Они делают свои магазины в уникальном дизайне или же внедряют технологии дополнительной реальности – лишь бы превратить процесс покупки в некое приключение.

Понятно, что цель всех этих действий – сделать так, чтобы покупатель опять и опять возвращался в тот же магазин, что для самой сети знаменует повышение товарооборота, прибыли и количества дальнейших открытий.

Но если все так хорошо, и торговые операторы справляются с поставленными задачами и воплощением своих целей, тогда почему в стране ежегодно не только закрываются отдельные магазины, но и уходят целые сети? Очевидно, экосистема розничного мира состоит не с одних лишь открытий.

Далеко ходить за ответами мы не стали, а сами исследовали эту тему, использовав для этого данные по закрытиям торговых точек за 2019-2020 гг. в секторе food-ритейла Украины.

Общим количеством за последние два года отечественная розница потеряла чуть более 700 магазинов. При этом, если проанализировать эту ситуацию в региональном аспекте, то лидером здесь окажется Восточная Украина – именно на нее пришлось 37% от общего числа закрытых торговых объектов в указанный период времени. Недалеко от Востока ушла Западная часть нашей страны, где в 2019-2020 гг. перестало функционировать 229 магазинов (33% от общей массы). Киев, где прекратили действие 77 торговых точек (11%), оказался на третьем месте в этом антирейтинге. 

Меньше всего закрытий было зафиксировано на территории Южной Украины – 6% от суммарного количества.

Если бы Вас на засыпку спросили о том, какой формат магазинов потерпел больше всего закрытый в 2019-2020 гг., чтобы Вы ответили? Если Вы решили, что это минимаркеты, то оказались полностью правы. В ходе нашего мониторинга оказалось, что на объекты этого формата пришлось 37% от общего числа закрытых торговых объектов в указанный период. На второй позиции – близкие минимаркетам по духу магазины у дома (32%).   

Таким образом, несмотря на то, что потребители в последние годы начали еще больше ценить свое время - что, казалось бы, на руку минимаркетам и магазинам у дома - но именно представители мелкой розницы оказались в лидерах по закрытиям.

Традиционные супермаркеты за период 2019-2020 гг. уменьшили свое количество на 155 единиц или 22% от общего числа закрытых магазинов.

Интересно также и то, что в лидерах по числу ежегодно закрываемых магазинов зачастую находятся компании, которые играют весомую роль на рынке в национальном масштабе. К таким, например, можно отнести компанию Volwest Group (сети «Наш Край» и SPAR), которая в 2019-2020 гг. была вынуждена свернуть работу более 50 торговых точек (в основном речь идет о франчайзинговых магазинах).

Мнения экспертов

Екатерина Черных, руководитель маркетинга компании «Ашан Ритейл Украина»

- Основная миссия ритейла – покрывать потребности потребителей, обеспечивать их необходимыми товарами и услугами в удобном месте, в удобное время.

Безусловно, новые тенденции и потребительские настроения, изменение образа жизни и развитие технологий влияют на бизнес. Однако задача бизнеса остается неизменной – адаптироваться к новым путям клиентов, так называемых client journey, чтобы это было комфортно для потребителя и в онлайн, и в офлайн, и в доставке. Именно по этим причинам на рынке появляются новые форматы, новые пространства и концепты физических магазинов, занимающих свою нишу.

Совершенно логично, что если магазин не соответствует этим новым параметрам, то перестает нести ценность как для клиента, так и для бизнеса.

Вторая составляющая – это соответствие бизнес-модели. Мы все понимаем, что бизнес должен быть рентабельным, иначе это опять-таки ударит и по конечному потребителю.

Таким образом, реинвестирование в новые концепты, закрытие нерентабельных точек или таких, которые по разным причинам потеряли свою привлекательность, является понятным процессом.

Будет ли увеличиваться тенденция к закрытию отдельных магазинов ритейлерами, сказать довольно сложно: с одной стороны, digital набрал небывалые обороты, с другой - все зависит от конкурентной среды. Говоря о продовольственном ритейле, мы видим, что физическая экспансия продолжается.

В завершение хочу отметить, что магазин - это стены. Главное же – это люди, которые создают продукты и услуги и для которых эти продукты/услуги создаются. Поэтому во время принятия решения о закрытии точки продаж в первую очередь необходимо думать о сотрудниках, которые должны перейти на другой объект, а также о клиентах, для которых вы можете создать удобную альтернативу, чтобы они не ушли к конкурентам.

Виктор Cредний, операционный директор линии магазинов EVA

- Мотивы для закрытия определенных торговых точек могут быть разными. Однако сейчас на подобные решения - по крайней мере, в нашем случае - чаще всего влияет готовность или же неготовность собственников помещений идти на уступки и снижать арендную плату там, где доходы магазина снижаются. Линия магазинов EVA, несмотря на формальное отсутствие запрета работать, к сожалению, не является исключением из общего тренда – уменьшения продаж.

Основной фактор, который влияет на экономику каждого отдельного магазина – количество посетителей и сумма средств, которую они в среднем тратят за визит. Из-за ограничений, вводимых на отдельных территориях - как то посещение ТРЦ, пользование общественным транспортом и многие другие - покупатели уже не могут добраться до магазинов так же легко, как обычно. К тому же, из-за пандемии многие люди неуверены в стабильности своих доходов в будущем, что побуждает их меньше тратить сейчас.

Мы, как и все другие сети, пытаемся удержать баланс между падением продаж и имеющимися постоянными затратами, ключевой из которых для розницы, безусловно, является арендная плата. К сожалению, не все арендодатели адекватно реагируют на объективные изменения в покупательском поведении граждан и на существенное падение посещаемости магазинов даже при условии отсутствия формальных запретов. Такая категорическая позиция не дает возможности быть уверенными в дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве. Поэтому она может стать аргументом для принятия решения о выходе из объекта.

При этом, конечно же, мы до последнего стараемся сохранить каждый магазин, понимая, что, прежде всего, это возможность не потерять коллектив и клиентов, которые привыкли его навещать.

-------------------------------------------------

Компания Fozzy Group, в свою очередь, за один лишь 2019-ый год закрыла 23 торговых объекта (в основном, это были магазины «Фора»). У сети минимаркетов «Делви» количество потерь в 2019 г. составило 22 единицы (в 2020 г. – 14 ед.). Кроме того, 9 торговых точек в 2019 г. и 15 объектов в 2020 г. закрыла сеть супермаркетов «Фуршет».

 Еще один парадокс: несмотря на то, что 2020 г. принес в мир сокрушительную для множества сегментов розницы пандемию COVID, при этом food-ритейл пострадал меньше всех. В 2020 году количество закрытых продуктов сетевых магазинов составило 308 объектов, что почти на 30% меньше, чем годом ранее. На первом месте по числу закрытий в 2020 г. оказался харьковский ритейлер DIGMA – в компании решили свернуть деятельность 31 супермаркета (вскоре прекратила существование и вся сеть).

По большому счету, гармоничное существование ритейла не может обходиться без закрытий, которые являются своего рода фильтром в розничной экосистеме. Современный покупатель уже вряд ли станет ходить в магазин с низким уровнем сервиса либо плохим ассортиментным наполнением. Посетителей явно не будет привлекать то место для покупок, где все свидетельствует о его стагнации. И если руководство не улучшает проблемные места, оставляя свои магазины за бортом современных тенденций, то рано или поздно естественный отбор заставит свернуть такие нерентабельные локации.

Конечно, апгрейд – это еще не гарантия того, магазин будет функционировать долго и счастливо. Ведь покупательная способность - еще один из ключевых факторов успешной деятельности ритейлера, а коронавирусная пандемия с ее карантинами лишь подтвердили это. Когда клиент не готов тратить много в силу своей финансовой нестабильности, в таких условиях многие компании находят выход именно в решении прекратить деятельность своих отдельных магазинов.

Причин, влияющих на закрытия тех или иных торговых объектов, хватит на целое исследование, поэтому в роли примеров мы навели одни из самых очевидных факторов. Если углубиться в историю конкретного закрытия или даже целой сети, то отсутствие обновлений или же неплатежеспособность покупателя явно не будут первыми сигналами в этой цепочке. Ведь розничный мир – это механизм, состоящий из ряда правил, алгоритмов и даже отдельных ситуаций, а для того, чтобы превратить магазин в убыточное место или наоборот – всегда потребуется целый комплекс действий. 

Мнение эксперта

Владимир Матяш, генеральный директор ООО «ТК «Эконом Плюс» (сеть магазинов у дома «Эконом»)

- Для начала давайте посмотрим на экономическую ситуацию в стране. На фоне роста минимальной заработной платы в начале года мы наблюдаем рост коммунальных платежей, рост цен на топливо (следовательно, и логистику). Растёт безработица. Денег в карманах рядового потребителя больше не становится. Падает покупательский спрос.

Основной мотив закрытия торговой точки – её убыточность. Если ты открываешь магазин в новом жилом массиве, где ещё нет всех жителей, то убыточность на некоторое время – это плановый показатель. А если твоя торговая точка, которая раньше работала «в плюс», начинает показывать результаты всё хуже и хуже – это уже «звоночек». Алгоритм выявления причин падения у большинства компаний одинаков – определение внешних и внутренних причин, определение того, на что можешь повлиять.

 Рядом с твоим маленьким магазином открылись несколько специализированных торговых точек, перенесли остановку общественного транспорта, школа/институт закрыты на карантин. Что делать? Бороться ассортиментом, сервисом, необычными услугами.

Повторюсь, основная причина закрытия – убыточность торговой точки. Вопрос её закрытия раньше или позже – это, прежде всего, способности компании тянуть «минусовые» магазины. Многие ритейлеры, например, стараются не закрывать, а переезжать в новые локации: закрыл в одном месте, открыл - в другом и на том же оборудовании.

Закрытия, как и открытия магазинов, будут всегда. Мощные ритейлеры будут становиться ещё сильнее. Думаю, что динамика открытий будет больше динамики закрытий. В первую очередь, будет уходить неорганизованная розница.