Обзор развития платёжного рынка Украины в 2020 году
- Фото:
- All Retail
В последние несколько лет украинский потребитель всё чаще отдает предпочтение современным платежным средствам, в то время как популярность наличной оплаты неуклонно падает.
Согласно оценке компании Euromonitor International, в 2020 году доля карточных транзакций в денежном выражении на рынке потребительских платежей Украины составила 55%. К сравнению, в 2015 году этот показатель составлял всего лишь 24%.
2020-ый год стал знаковым для трансформации платежного рынка из-за пандемии COVID-19, во время которой многие украинцы выбирали оплату по карте или телефоном из-за потенциального риска заражения, связанного с использованием наличных денег. В Украине наблюдается значительный разрыв в потребительских привычках касательно платежей: в больших городах с развитой платежной инфраструктурой доминируют безналичная форма оплаты, в то время как в отдаленных населенных пунктах страны наличные всё ещё занимают уверенную позицию. Также поведение потребителей зачастую зависит от возраста: молодые, технологически продвинутые потребители склонны к использованию современных способов оплаты, в то время как старшее поколение обычно использует наличные.
Внедрение цифровых кошельков на рынке Украины было одним из важнейших событий на рынке за последнее время. Приход на рынок Apple Pay и Google Pay в 2017-2018 гг. ознаменовал новую эпоху на рынке платежей. В данный момент, миллионы жителей страны повседневно используют оплату через мобильные устройства. Украина при этом является одним из лидером по проникновению мобильной оплаты в Восточной Европе. Согласно данным Национального банка Украины, в 2020 году сумма платежных операций, совершенных с помощью мобильных устройств на базе технологии NFC, составила 108,7 миллиардов гривен, что составляет 18% от общего объема оплат через POS-терминалы.
Основными преимуществами оплаты с помощью мобильных устройств является удобство и повышенный уровень безопасности в сравнении с другими методами оплаты. Подтверждение оплаты с помощью биометрии решает обе эти задачи, предоставляя уникальный пользовательский опыт. Украинские ритейлеры проявляют всё больший интерес к созданию собственных цифровых кошельков в сотрудничестве с платежными системами. Так, мобильное приложение «Сільпо» кроме программы лояльности содержит функцию бесконтактной оплаты на базе технологии Masterpass. А сеть АЗС ОККО предоставляет возможность заправить автомобиль, не выходя из него посредством оплаты через приложение ОККО Pay. На цифровой площадке Google Pay это приложение было загружено уже более 1 миллиона раз.
В целом, сфера финтеха в Украине является постоянным генератором инноваций. Стремительный рост популярности мобильного банка Monobank подтверждает тот факт, что потребители открыты к современным решениям и доверяют им, даже если их банк не имеет ни одного физического отделения. Развитие системы аутентификации клиентов BankID от НБУ, пользоваться которой имеют возможность уже 99% держателей платежных карт в стране, а также разрешение дистанционного открытия банковских счетов, будут способствовать этой тенденции и в дальнейшем. Развитие современной платежной инфраструктуры поддерживает рост безналичной оплаты в торговых точках. Согласно данным НБУ, в начале этого года 87% POS-терминалов в торговых точках были совместимы с функцией бесконтактной оплаты. Общее количество POS-терминалов в начале 2021 года составило 375 тысяч, что на 15% больше, чем годом ранее. Несмотря на стремительное развитие технологий, в украинском e-commerce популярным способом расчёта является оплата наличными при получении заказа (cash-on-delivery). Нехватка доверия к оплате и доставке во время онлайн-шоппинга остается важным вызовом для развития современных способов оплаты и рынка e-commerce в целом. Хотя рынок e-commerce постепенно движется к популяризации оплаты с помощью платежных карт и мобильных кошельков, украинский рынок в этом плане значительно отстаёт от западных соседей.
Согласно прогнозу компании Euromonitor International, к 2025 году доля карточных платежей на украинском рынке достигнет 64%. В ближайшие годы безналичная оплата станет обыденностью для большей части украинского населения, а конкуренция между традиционными банками и стартапами в сфере платежей будет усиливаться. Потребитель будет всё более привередлив к удобству оплаты в интернет-магазинах. Уникальный пользовательский опыт при оплате и доставке онлайн-заказов будет одним из главных факторов, которые положительно влияют на лояльность клиентов. В свою очередь, в «кирпичных» магазинах будут появляться такие инновации, как оплата с использованием технологии распознавания лица, которые позволят сделать процесс оплаты более удобным и быстрым.