Опубликовано

ТОП-10 крупнейших сетей дискаунтеров Европы. К ним приближается АТБ

Формат продовольственных дискаунтеров любим в Европе уже несколько десятилетий – с тех пор, как на авансцену вышли немецкие сети Aldi и Lidl.

Но если раньше были популярны «жесткие дискаунтеры» (формат, в котором работали оба немецких ритейлера), то сегодня более затребован «мягкий дискаунтер» - когда потребитель ищет не только низкие цены, но и качество обслуживания, удобство и современный интерьер, а также широкий выбор продукции.

Собственно говоря, все перечисленные в данном исследовании сети работают именно в формате «мягкого дискаунтера», или же переводят большинство своих магазинов в этот концепт. «Жесткие дискаунтеры» потеряли позиции, и попытки выйти на рынок стран Европы с магазинами такого формата (пример – российская сеть MERE) пока нельзя назвать слишком успешными.

Эксперты исследовательской компании IGD изучили рынок продовольственных дискаунтеров Европы и проанализировали перспективы данного формата розничной торговли.

По данным IGD, дискаунтеры обеспечивают 43% роста рынка розничной торговли в Европе. Продажи продовольственных дискаунтеров вырастут на 34 млрд евро с 2020 по 2022 гг.

Дискаунтеры являются вторым по величине и самым быстрорастущим каналом розничной торговли продуктами питания в Европе, и хотя в последние годы его доля и так постоянно увеличивалась, сегодня покупатели стали еще больше внимания уделять стоимости товаров, чему способствовала пандемия COVID-19 и связанные с ней карантинные ограничения.

Отметим, что в данном исследовании представлены показатели дискаунтеров на территории стран Европы, а Aldi присутствует как две отдельные компании – Aldi Süd и Aldi Nord. 

1.      Lidl

Крупнейшая в Европе сеть продовольственных дискаунтеров, которая зафиксировала объем продаж на уровне 94,1 млрд долларов в 2020 году. Среднегодовые темпы роста компании составляют 7,7%, а количество торговых объектов превысило 11 000 единиц. Lidl представлен в 28 странах Европы, и, в частности, занимает ведущие позиции на рынках стран как Западной, так и Центральной Европы.

Сегодня немецкий ритейлер особенно сосредоточен на своей деятельности во Франции, Германии, Польше, Великобритании, Италии, Испании и Румынии, планируя открывать новые магазины как в небольших, так и в крупных городах.

Аналитики IGD прогнозируют, что к 2023 году Lidl нарастит продажи еще на 15 млрд. евро.

2.      Aldi Süd

На втором месте находится еще одна немецкая компания Aldi Süd с объемом продаж 41,4 млрд евро в 2020 году и прогнозируемым среднегодовым темпом роста 6,2% в период 2020-2022 гг.

Рост продаж ритейлера в Германии замедлился из-за усиления конкуренции со стороны супермаркетов, однако Aldi Süd значительно укрепила позиции на международной арене.

Масштабные планы расширения в Великобритании и Италии внесут наибольший вклад в рост группы в следующие два года, — уверены представители IGD. Развитие электронной коммерции ритейлером также ускоряется – возможен запуск интернет-магазина в Великобритании в текущем году. Aldi Süd также рассматривает открытие онлайн-магазинов в других странах Европы.

3.      X5 Retail Group

Лидирующий на российском рынке ритейлер занял третье место в рейтинге крупнейших сетей дискаунтеров в Европе. Компания, представленная сетью из 16 695 магазинов, зафиксировала объем продаж 20,6 млрд евро в 2020 году и продолжит свои планы по расширению в следующие несколько лет.

Аналитики полагают, что X5 Retail Group должен существенно улучшить логистические возможности, чтобы и дальше наращивать объем продаж на прежнем уровне. 

4.      Aldi Nord

Еще один представитель Германии занял четвертую позицию в списке крупнейших европейских дискаунтеров. Сегодня группа представлена сетью из 4 779 магазинов. IGD прогнозирует среднегодовые темпы роста Aldi Nord на уровне 8,7% к 2022 году.

Aldi Nord приобрела в 2020 году одного из своих конкурентов во Франции – сеть Leader Price (свыше 500 супермаркетов). Вместе с тем, компании довольно сложно будет удержать позиции на нескольких рынках Западной Европы, включая Данию, Нидерланды и Бельгию – учитывая серьезно возросшую конкуренцию.

Эксперты считают, что продолжающееся слияние логистических операций с Aldi Süd в Германии улучшит эффективность и ценовой имидж группы и может вернуть Aldi Nord на траекторию устойчивого роста.

5.      Mercadona

На пятом месте - лидер испанского рынка Mercadona. Сеть ритейлера состоит из более чем 1 600 супермаркетов. Компания, по прогнозам экспертов, в 2022 году нарастит объем продаж до 27,6 млрд евро.

Ритейлер утверждает, что сейчас сосредоточен на предложении максимально качественной продукции, что должно повысить его конкурентоспособность.

Mercadona стремится нарастить долю местных продуктов в сети - и в этом возможность для локальных поставщиков. Ритейлер также продолжает расширять свое присутствие в Интернете, открывая dark stores в крупных городах.

6.      Biedronka

Крупнейшая польская сеть дискаунтеров – на шестой позиции в рейтинге. Объем продаж Biedronka в 2020 году достиг 14 миллиардов евро, а сеть насчитывает свыше 3 100 магазинов. Аналитики прогнозируют среднегодовые темпы роста компании на уровне 9,9% к 2022 году.

Половину из своих 100 новых магазинов в 2021 году Biedronka планирует открыть в новом, меньшем формате, и продукты поставщиков должны соответствовать требованиям покупателей. Ритейлер также, вероятно, расширит свое присутствие в Интернете.  

 Biedronka уже сейчас продает гораздо больше онлайн благодаря партнерству со службами доставки еды (такими, как Glovo и Everli).

7.      Netto Marken-Discount

При среднегодовом темпе роста 3,2% аналитики IGD прогнозируют объем продаж еще одной немецкой компании - Netto Marken-Discount - в 2022 году на уровне 15 млрд евро. Ритейлер сосредоточился на модернизации своей существующей сети магазинов, чтобы улучшить восприятие покупателями качества.

Netto Marken-Discount, cеть из более чем 4 200 магазинов, принадлежащая Edeka, остается единственным крупным продуктовым дискаунтером в Германии, который продает продукты питания через Интернет, и в отсутствие международных операций все больше адаптирует свою модель на региональном уровне.

Аналитики отмечают, что поддержка местных поставщиков является неотъемлемой частью стратегии Netto Marken-Discount.

8.      Penny

Еще одна немецкая сеть дискаунтеров Penny принадлежит группе компаний Rewe Group и состоит из более чем 3 500 супермаркетов, преимущественно в Германии и Австрии.

По прогнозам IGD, в 2022 году объем продаж Penny достигнет 14,1 миллиарда евро. Ритейлер продолжает развивать свою бизнес-модель в направлении супермаркета-дискаунтера за счет расширения ассортимента и открытия усовершенствованных магазинов. Акцент на стоимости продукции, впрочем, остается ключевым.

Penny запустила операции электронной коммерции в Италии, и в 2021-2022 гг. ритейлер также может искать выход на онлайн-рынки в других странах.

9.      BIM

Турецкая сеть дискаунтеров BIM представлена в Турции (свыше 7 000 магазинов), Марокко и Египте. Общее число магазинов ритейлера превышает 8 000. BIM продолжает открывать около 500 новых магазинов каждый год.

Около 66% продаж BIM на сумму 7,2 миллиарда евро в 2020 году пришлось на собственные торговые марки, и ритейлер все еще изучает возможность расширения ассортимента СТМ. Компания работает с ограниченным числом поставщиков, поэтому производители должны быть конкурентоспособными по цене, чтобы попасть на полки дискаунтеров этой сети.

10.  Action

Action - голландская международная сеть дискаунтеров, принадлежащая британскому фонду прямых инвестиций 3i. Action управляет 1 777 магазинами в семи странах - Нидерландах, Бельгии, Германии, Франции, Австрии, Люксембурге, Польше, Чехии и Италии.

По прогнозам IGD, в 2022 году объем продаж Action составит 7,7 млрд евро, что соответствует среднегодовым темпам роста на уровне 16% и сделает его самым быстрорастущим дискаунтером в Западной, Центральной и Восточной Европе. Таким образом, сотрудничество с Action означает очень быстрое развитие и адаптацию для обеспечения объемов поставок. Ожидается, что к 2022 году компания откроет более 320 новых магазинов, уступая по этому показателю только Lidl.

Франция сейчас является крупнейшим рынком Action, а Германия должна стать вторым рынком уже в нынешнем году. В Нидерландах ритейлер предлагает услугу Click and Collect, а в 2021 году планирует внедрить ее и на других рынках.

__________________________________

Подводя итоги, следует отметить, что в рейтинге доминируют немецкие операторы – 5 компаний из ТОП-10 представляют Германию (именно эта страна является «родоначальником» продовольственных дискаунтеров). Также в десятку крупнейших дискаунтеров Европы попали представители Испании, Польши, РФ, Турции и Нидерландов.

Помимо ТОП-10 игроков, на рынке есть еще несколько крупных операторов, — таких, например, как датская сеть Netto (Ключевые рынки – Дания, Польша), норвежская REMA 1000 (ключевые рынки - Норвегия, Дания) и DIA (Испания), — которые играют решающую роль на своих региональных рынках.

Отметим, что крупнейшая сеть дискаунтеров на украинском рынке – «АТБ-Маркет» - также постепенно приближается к ТОП-10. В планах украинского ритейлера – уже в 2021 году нарастить оборот до 3,6 млрд. евро.

 

Использованы материалы портала www.esmmagazine.com