Опубликовано

После «Дигмы»: какие ритейлеры уже успели занять бывшие помещения харьковской сети?

Около пяти крупных ритейлеров за последнее три года ушли из продовольственного ритейл-рынка нашей страны. В случаях с поглощениями сети Billa «НОВУС-ом» и «Фуршета» ритейлером «Сільпо» становиться понятно, кто занял площадки ушедших торговых операторов.

А вот ситуация с сетями DIGMA, «Вопак» и «Брусничка» требует дополнительного внимания. Вернее, требовала - в наших предыдущих выпусках мы уже проводили анализ бывших помещений «Бруснички» и «Пакко». Пришла очередь узнать, кто же занял торговые объекты сети DIGMA.

Пройдемся по хронологии

Оператор «DIGMA-маркет» был основан в Харькове в 2004 году. За первые 12 лет деятельности сеть DIGMA открыла в первой столицы Украины 21 объект суммарной торговой площадью более 7000 кв. м. До 2016-го DIGMA-маркет был локальным игроком, в основном покоряя Харьков. Позже ритейлер запустил два магазина в Полтавской области, а в 2018 году четыре объекта сети открылись на Днепропетровщине. Так DIGMA превратилась в регионального оператора. По состоянию на 2019 год компания оперировала 37 магазинами в трёх областях страны.  

Но на конец 2020 г. число объектов «DIGMA-маркет» уменьшилось до 10 супермаркетов. В начале текущего года акционеры сети сообщили о финальном этапе завершения своего ритейл-бизнеса. Процесс закрытия food-ритейлера DIGMA начался еще в конце 2020 года по результатам аудита всех направлений бизнеса Digma Business Group.  

Поэтапный процесс закрытия торговых точек позволил сети «DIGMA-маркет» уйти из розницы «красиво». В компании обеспечили полное выполнение условий всех контрактов и обязательств перед поставщиками, партнерами и сотрудниками сети. Такой достойный уход в свое время не совсем удалось осуществить выходцу из Востока, сети «Брусничка», а также западноукраинскому «Вопаку». 

Любые покинувшие ритейл сети объединяют площадки, на которых они когда-то работали. В этой статье мы решили разобраться в судьбе бывших помещений DIGMA.

В родном для сети Харьковском регионе DIGMA была представлена наиболее масштабно.

Примечательно (и, наверное, логично), что больше всего площадок занял земляк «Дигмы» - торговая сеть «Посад». На сегодня этот ритейлер открыл уже 17 своих маркетов на месте бывших объектов DIGMA (15 на Харьковщине и 2 - в Полтавской области). По мнению Артёма Ретина, управляющего партнёра компании по управлению коммерческой недвижимостью Retail.Pro, концептуально продуктовая сеть «Посад» очень схожа с «Дигмой» - их объединяет разноформатность и схожесть расположения в спальных районах Харькова. «По этой причине им было проще всего адаптировать «Дигму» под себя. Да и серьёзных конкурентов в этом формате в Харькове нет, так что конкуренция за помещения была минимальной», — говорит эксперт.

Вторым после «Посада», кто также решил «полакомиться» бывшими «Дигмами», оказалась сеть минимаркетов «Делви». Этот оператор запустил восемь таких объектов в Харькове и еще один – в Кривом Роге.

Еще два помещения экс-Дигмы между собой раздели сети секонд-хенда DiskontPlace и EconomClass. По одной локации «Дигмы» взяли под своё попечительство национальная дрогери-сеть ЕVA и ведущий food-ритейлер страны «АТБ-маркет». Еще одна продовольственная сеть «Чудо-маркет» открыла на месте «Дигмы» один свой магазин. Также по одной точке досталось сети спортивных клубов Pulse Gym и ритейлеру OnePrice.

Отдельно отметим DIGMA-маркет в Харькове по улице Леся Сердюка, 36 (старое название улицы — Командарма Корка). Этот объект можно было считать флагманским в портфеле сети, поскольку его торговая площадь составляла около 2000 кв. м. Для ритейлера, который развивал свою сеть в формате магазина «у дома», супермаркет на ул. Леся Сердюка был исключением. Флагманский DIGMA-маркет функционировал с 2004 года, а в 2012 на его месте открыл свои двери другой местный food-оператор «КЛАСС».

В итоге еще 11 экс-площадок «Дигмы» в Харькове ещё ждут своих новых «хозяев». Отметим, что большинство локаций DIGMA находились в аренде.

Для круговорота торговых операторов в рознице характерны такие рокировки: когда в одних и тех же локациях вместо одного розничного бренда впоследствии появляется другой оператор из этого же сегмента. Аналогично эволюционировала и DIGMA: на начальных этапах своего развития она открыла ряд своих магазинов в местах, где ранее функционировали сети «Фора», «Эконом-Плюс» и «Брусничка». Сейчас же мы наблюдаем, как другие ритейлеры заменяют уже саму «DIGMA-маркет» на этих площадках.

После выхода в мир новости о том, что «Дигма» прекращает свою деятельность, директор по маркетингу и развитию бизнеса Digma Business Group Сергей Кисляков сообщил о причинах такого решения. По его словам, отказ от дальнейшего развития сети супермаркетов был этапом в рамках «разработки новой стратегии развития группы компаний Digma Business Group. Другими словами, сеть магазинов DIGMA не являлась флагманским направлением группы. 

Мнение эксперта

Артём Ретин, управляющий партнёр компании Retail.Pro

- Считаю, что основной ошибкой сети «Дигма» было, именно, масштабирование сети! Как и любой локальной сети, Дигме необходимо было вовремя начать свою модернизацию и приведению к общим стандартам, а не наращивать количество торговых точек.

Представленность данной сети в Харьковском регионе и так была достаточно высокой, да и сами локации были достаточно интересные, а вот вид самих магазинов, ассортимент, уровень обслуживания клиентов жутко отставал от современных канонов торговли! В итоге магазины данной сети больше напоминали советские гастрономы, чем современные магазины самообслуживания.

В дополнение к этому, Дигма никогда не являлась перспективным направлением холдинга и это не было секретом для рынка. Вопрос в другом — почему собственники бизнеса не попытались продать сеть, как операционный бизнес?!

Какие продовольственные сети открывали свои объекты на месте магазинов DIGMA?