Три сценария развития ритейла в городах: версия компании IGD
- Фото:
- All Retail
Внедрение вакцин ослабит ограничения относительно передвижения людей. Вернется ли жизнь в городских районах к допандемическому состоянию и какое влияние это может оказать на розничную торговлю?
Постпандемическая торговля
Одним из последствий пандемии COVID-19 стал миграция экономической деятельности из центров городов в пригородные районы. Это было связано с целым рядом факторов, включая изоляцию, удаленную работу и ограниченные возможности для встреч и физической активности.
- Вакцинация ослабит ограничения передвижения. Однако есть несколько факторов, которые следует учитывать, прежде чем предполагать, что жизнь в городских районах вернется к нормальному состоянию, как это было до пандемии. К ним относится готовность населения путешествовать в более глобальных масштабах, в том числе на общественном транспорте, при этом, вероятно, будут серьезные проблемы с безопасностью. Для других ключевыми проблемами будут ценовая доступность, работа на дому и привычки, характеризующие образ жизни, — говорит аналитик IGD Retail Analysis Оливер Баттерворт.
Он перечисляет три возможных сценария развития для городов и, соответственно, розничной торговли в целом.
Ребалансировка
Согласно первому сценарию, будет восстановлен баланс между городской и пригородной территориями:
- после пандемии люди будут проводить больше времени, работая дома, что приведет к балансу между пребыванием в центре городов и в пригородных районах;
- трафик в городах станет менее интенсивным, а в пригородах произойдет возрождение локализма;
- появятся новые компании, которые воспользуются изменяющимся потребительским спросом как в городских, так и в пригородных районах.
Огромный рост в центрах городов
Второй сценарий предполагает, что пригородные районы понесут тяжелые потери:
- города продолжат развиваться и быть более динамичными, чем до пандемии;
- на смену покидающим города семьям и людям из групп риска придут молодые специалисты;
- сформируется новая, инновационная розничная торговля, привлекательная для самых разных групп покупателей.
Опустевшие центры городов
Последний сценарий заключается в том, что в пригородных районах появится так называемый «эффект кренделя»:
- пандемия заставит значительное количество горожан переехать в пригород;
- это приведет к «эффекту кренделя», когда центры городов опустеют, а население прилегающих ареалов, наоборот, увеличится;
- города эволюционируют в районы, которые будут играть роль центров для встреч и посещений в рекреационных и дружеских целях.
«Мы ожидаем, что после пандемии «белые воротнички» будут тратить в среднем в два раза больше времени на работу на дому. Таким образом, наиболее вероятен первый сценарий восстановления баланса между городскими и пригородными районами», — считает Оливер Баттерворт.
«Крупные компании уже адаптируют свою политику к сценарию WFH (working from home – «работа на дому») и сокращают свои офисные площади. Мы ожидаем, что другие также последуют данному примеру», — добавляет эксперт.
По его оценкам, несмотря на меньшее количество лиц, доезжающих на работу, в центрах городов по-прежнему будет многолюдно. «Мы увидим больше изменений в пригородах, где те, кто теперь проводит значительный отрезок времени WFH, почувствуют, что у них есть больше времени и денег на их трату в близлежащих магазинах и ресторанах. Это открывает большие возможности для ритейлеров и рестораторов как в городах, так и в пригородных районах, но, при этом, они должны быть готовы к изменениям, чтобы соответствовать новым потребностям клиентов», — говорит аналитик IGD.