Опубликовано

Конец эры гипермаркетов? Реалии крупноформатных магазинов в Украине и других странах

В рознице перманентно происходят какие-то изменения, но особенно динамичным ритейл стал в условиях пандемии. Мы увидели, как food-операторы начали массово запускать онлайн-магазины, что поспособствовало развитию доставки продуктов на дом или самовывозом.

Торговцы всевозможными способами приспосабливаются к коронавирусным вызовам, а карантины стали для них периодом изменений.

Потребители тоже ощутили на себе эти новшества, поменялось клиентское поведение и предпочтения людей — в частности, среди торговых форматов мы стали больше отдавать предпочтение концептам «у дома». Даже доселе консервативное украинское подразделение сети «АШАН» не остались в стороне от нововведений. Ритейлер запустил Ашан Pick Up Point — магазины формата ultra-proximity торговой площадью около 50 кв.м.

Мы даже стали свидетелями, как сеть заправок «БРСМ-НАФТА» начала развивать свои полноценные продуктовые супермаркеты. А приехав в сегодня в «Эпицентр», мы можем покупать не только строительные материалы, но даже продукты питания. С недавних пор DIY-ритейлер стал открывать на территории своих ТЦ продовольственные магазины под вывеской FOOD-маркет.

Но некоторые тренды розницы начали проявлять свои симптомы еще задолго до пандемии. Не только как СМИ, но и как аналитическое агентство мы выяснили, что сетевые ритейлеры в Украине в последние годы практически перестали развивать крупноформатные магазины или гипермаркеты.

За первое полугодие 2021-го в Украине открылся лишь один гипермаркет. Уже упомянутый «Эпицентр» в апреле запустил FOOD-маркет торговой площадью 3000 кв.м. на территории своего киевского ТЦ по ул. Берковецкой.

Для сравнения, в 2020 г. в стране открылось три гипермаркета (NOVUS в столичном ТРЦ Retroville, «За Так» в Житомире и «МегаМаркет» в с. Капитановка под Киевом).

Как развивались гипермаркеты в Украине с 2014 по 2019 гг.

В 2014-ом в Украине было открыто шесть новых гипермаркетов (два объекта запустила сеть NOVUS, по одному - «Там-Там», «АШАН», «РОСТ» и «Таврия В»). 

2015-ый год принёс украинской рознице пять совершенно новых гипермаркетов («Сільпо» в составе «Эпицентра» по ул. Полярной в Киеве и в черниговском ТРЦ Hollywood Mall, NOVUS по ул. Здолбуновской в столице и в г. Вишневое, а также «АШАН» в ТЦ «Уницентр» во Львове).

Ещё 11 гипермаркетов (7 «Сільпо» в Донецкой, Запорожской и Полтавской областях, два «Каравана» в Киеве и Харькове, а также два «Велмарта» в Обухове и Белой Церкви) открылись в 2015 г. либо в результате процесса ребрендинга, либо посредством сделки по поглощению.

В 2016 году появилось шесть новых гипермаркетов: 4 «Сільпо» (в киевских ТЦ New Way и ТРЦ Lavina Mall, в г. Бровары и во львовском ТРЦ Victoria Gardens); один объект сети «МегаМаркет» (в с. Гатное под Киевом), а также один объект локальной сети «Деликат» (в ТРЦ Depo't center в Черкассах).

За 12 месяцев 2017 года в Украине было открыто 12 гипермаркетов, но все они являли собой замену одного оператора другим: 9 объектов «АШАН» открылось на месте гипермаркетов «Караван» (Киев, Харьков, Днепр, Житомир, Черновцы), один «МегаМаркет» открылся на месте столичного объекта сети «Там Там», один «Велмарт» появился вместо «Великой Кишени» в Киеве, а также был сдан в эксплуатацию объект сети «МаркетОПТ» в Кременчуге.

Четыре гипермаркета открылось в 2018-м: это три объекта сети «АШАН» (в Киеве в ТРЦ Rive Gauche, в Днепре на месте гипермаркета «Велмарт» в ТЦ Dafi, а также во Львове в составе ЖК «Авалон»), а также первый крупноформатный объект локальной сети «Зеркальный» (в Мариуполе на месте объекта сети «Там Там» в ТРЦ «ПортCity»). Из указанных четырех объектов лишь два являют собой совершенно новые гипермаркеты («АШАНы» в ТРЦ Rive Gauche и в ЖК «Авалон»), остальные же две торговые точки открылись в помещениях, где ранее уже работали гипермаркеты других сетей.

В 2019 году в Украине появилось еще пять гипермаркетов: два объекта «Сільпо» (в киевских ТРЦ River Mall и Blockbuster Mall), а также по одному крупноформатному объекту сетей «Велмарт» (в Киеве на месте объекта сети «МегаМаркет»), NOVUS (в Киеве на месте «Ашана» в ТРЦ Skymall) и «РОСТ» (в Харькове на месте бывшего магазина «Таврия В»).

На начало марта 2021 г. в нашей стране функционировало 111 крупноформатных магазинов (с торговой площадью 3000 кв.м и более). В целом, количественный пик этого формата (113 объектов) приходится на 2018-ый год, в 2019 г. их численность сократилось до 111, в 2020 г. - до 110 единиц. Эта динамика не идет ни в какое сравнение с галопирующим ростом минимаркетов или дискаунтеров в Украине.

При этом, по данным GT Partners Ukraine, несмотря на свою малочисленность гипермаркеты продолжают удерживать лакомый кусок рынка сетевой продовольственной розницы – ни много ни мало 14%.

 Причины медленного развития гипермаркетов в Украине

  • Инвестиции в землю

Традиционно, гипермаркеты развиваются благодаря покупке или аренде земли под строительство магазинов. Такой девелопмент требует миллионы долларов. Вполне логично, что из-за частых проблем с земельным рынком, коррупцией и бюрократией гипермаркеты приостановили своё развитие в нашей стране.

  • Автомобилисты

Одним из обязательных условий при строительстве гипермаркета является обустройство качественной и большой парковки для автотранспорта, поскольку именно автомобилисты составляют ядро клиентов крупноформатных магазинов. В Украине же доля автовладельцев (особенно в небольших городах) пока невелика, что также несет собой определенный риск для ритейлеров. По данным AUTO-Consulting, в Украине сейчас на 1 тыс. жителей насчитывается 245 автомобилей. Для сравнения отметим, что аналогичный показатель в РФ составляет около 300 автомобилей, а в США – 795 автомобилей.

  • Девелопмент

Развитие крупных торговых форматов требует от ритейлеров реализации девелоперских функций по строительству и управлению торговыми центрами или отдельными магазинами. Это, в свою очередь, требует более дешевых и долгосрочных источников капитала.

Кроме того, в нашей стране сегодня ежегодно строится считанное количество качественных торговых центров, где теоретически можно было бы открыть продовольственный гипермаркет. Открытие же отдельностоящих гипермаркетов (в лучшем случае - с небольшой бутиковой зоной) ритейлеры Украины тоже практикуют редко, ибо это зачастую неэффективно из-за упомянутой выше проблемы наличия автомобилей.

  • Доходы населения

Среднестатистические доходы населения в нашей стране находятся на уровне, который не сильно способствует массовым выездам в гипермаркеты за большими покупками.

 Как обстоит ситуация с гипермаркетами в других странах?

В соседней Румынии крупноформатные магазины развивают исключительно международные ритейлеры. В стране с населением около 20 миллиона граждан сейчас работает почти 230 гипермаркетов (вдвое больше, чем в Украине). Сразу два французских ритейлера покрывают львиную долю рынка гипермаркетов Румынии. Сети Carrefour принадлежит 41 крупноформатный магазин, ещё 33 объектами управляет Auchan. Помимо французских операторов этого сегмента, в Румынии функционирует выходец из Бельгии – сеть Cora с 10 магазинами. Значительное количество крупноформатных маркетов в Румынии приходится также на немецкую сеть Kaufland - сразу 144 ее гипермаркета малого формата работает в этой стране.

За последние три с половиной года в Румынии открылось 39 новых гипермаркетов: 28 з них принадлежат Kaufland, 9 Carrefour и 2 Auchan.

Главный редактор румынского портала о рознице retail-fmcg.ro Клаудиу Чиобану считает, что эра больших магазинов ушла, а текущей структуры и территориального покрытия достаточно, чтобы не открывать новых гипермаркетов в Румынии.

Мнение эксперта

 

Клаудиу Чиобану

Клаудиу Чиобану, главный редактор румынского портала о рознице retail-fmcg.ro:

- Гипермаркеты больше не входят в число любимых форматов у потребителей в Румынии, в этом случае правят балом другие «звезды» — магазины у дома и жесткие дискаунтеры с низкими ценами и брендами private labels. Это реальность румынского розничного рынка.

Только Carrefour и Kaufland продолжают открывать новые гипермаркеты на румынском розничном рынке. Сеть Carrefour открыла новые гипермаркеты почти во всех недавно открытых румынских торговых центрах, а Kaufland - это небольшой формат гипермаркетов, и они могут открываться даже внутри городов (как супермаркеты).

Клаудиу Чиобану отмечает, что сеть Cora уже сосредоточилась в Румынии на формате «у дома» и развивает розничный бренд Cora Urban. В свою очередь, сеть «АШАН», как и Cora, не планирует открытия гипермаркетов в ближайшее время. Они также делают упор на формат convenience, развивая розничный бренд My Auchan (магазины на заправочных станциях по всей стране).

Российское подразделение «АШАНА» уже несколько лет испытывает сложности: компания закрывает отдельные гипермаркеты и избавляется от непрофильных активов. «Положение сети на российском рынке вряд ли можно назвать завидным. Компания существенно ослабла, сократив свою долю рынка с 2,17% в 2015 году до 1,5% в 2018 г. (данные сайта Retailer.ru).

Ключевыми причинами сокращения доли сети «АШАН» на российском ритейл-рынке стали все те же изменения привычек покупателей, тренд на локализацию потребления и сокращения площадей оффлайн-магазинов. Ценность собственного времени для горожанина растёт, и всё больше семей отказываются от еженедельных поездок в крупные загородные гипермаркеты в пользу покупок в магазинах у дома. К примеру, в июне 2020 г. закрылся «АШАН» в Коврове Владимирской области, который был крупнейшим продуктовым магазин в этом городе. Причина закрытия банальна - деятельность гипермаркета стала убыточной.

Даниил Сомов, управляющий партнёр издательского дома Retailer уверен, что уход сети «АШАН» из рынка «очень даже вероятен». По его мнению, на это указывают три фактора: низкая стоимость компании из-за многолетнего падения активов, стагнация на рынке потребления и выход в ритейл госкорпораций.

В свою очередь, руководитель практики Retail в компании AIC, Александр Яковлев настроен оптимистичнее — признавая нынешние проблемы сети, он сомневается, что «АШАН» в ближайшие годы покинет российский рынок. По словам эксперта, ниша покупок низкого ценового сегмента до сих пор широка, и ритейлер своими ценами, ассортиментом и размерами магазинов сможет еще долго конкурировать с другими игроками.

В Польше в конце 1990-ых крупноформатные магазины развивались очень хорошо и были у покупателей синонимом европейских стандартов. Сейчас же этот формат владеет около 11% рынка. «Это на 4% меньше по сравнению с 2011 годом», — отмечает Михал Максимец, глава отдела сотрудничества с торговыми сетями компании GfK.

Британский food-оператор Tesco в Польше сперва начал сокращать площади своих крупнейших торговых точек, а впоследствии и вовсе продал более 300 магазинов владельцам датской сети Netto. Auchan закрыл целый ряд гипермаркетов, которые в 2015 году перенял у сети Real. Carrefour зафиксировал снижение продаж во II квартале 2020 года на 10%. А это все игроки, у которых преобладают крупноформатные объекты.

Регресс гипермаркетов продолжается. Данные агентства Nielsen утверждают, что в период с 2017 по 2019 гг. количество гипермаркетов в Польше уменьшилось с 346 до 335 единиц.

Одной из основных причин такого положения вещей стало клиентское поведение. Покупатели начали больше посещать сети дискаунтеров и магазинов у дома, которые, по их мнению, были безопаснее во время пандемии. Сейчас дискаунтерам в Польше принадлежит более 35% рынка, тогда как 9 лет назад они имели всего 19%.

 Но для гипермаркетов все негативные тенденции ещё не являются окончательным приговором.

Крупноформатным магазинам нужно пройти тщательную трансформацию, чтобы они лучше вписались в ландшафт современной торговли.

 Главный редактор польского портала wiadomoscihandlowe.pl, Лукаш Степняк, считает, что тенденция к снижению доли гипермаркетов в Польше скоро прекратится: «Мы видим много работы, которую вложили сети Carrefour, Auchan, Leclerc и Kaufland в предложения и клиентский опыт, они также работают над коммуникацией с клиентами, развивают омниканальность (включая электронную коммерцию, помимо классических доставок, а также экспресс-доставки).

Мнение эксперта

 

Лукаш Степняк

Лукаш Степняк, главный редактор польского портала wiadomoscihandlowe.pl:

 - Я не думаю, что гипермаркеты добьются впечатляющего ренессанса, но я убежден, что их положение стабилизируется, и они останутся важным элементом польского розничного рынка на долгие годы. Также стоит отметить, что владельцы сетей гипермаркетов работают над проектами (и это не только сокращение торговых площадей, повышение эффективности продаж на квадратный метр и сокращение затрат), чтобы помочь интегрировать магазины в широкую торговую экосистему, окружающую каждый такой крупный объект.

Сергей Федоровичев

Сергей Федоровичев, директор-коуч по продажам компании "Ашан Ритейл Украина":

- Сегодня нельзя сказать, что гипермаркеты стагнируют - карантин и другие ограничения показали, что этот формат наиболее удобен для клиентов – здесь большое пространство (меньше контактов), выбор товара и глубина полки. Помимо этого не стоит забывать о функции шоу-рума, места для получения новых впечатлений, а также складских мощностях, которые мы используем для e-commerce. Это дает нам преимущество строить уникальную стратегию, быть омниканальным и фиджитальным ритейлером.

Гипермаркет меняется, но однозначно не уходит в прошлое. Сейчас все исследования говорят, что первое место в потребностях клиента - это выбор. Мы лидеры в Украине по ответу на эту потребность - в наших гипермаркетах всегда доступны 50 тысяч товаров, а также электронная коммерция по всей Украине.