Опубликовано

Немецкий АТБ. Европейская сеть магазинов Lidl хочет зайти в Украину

Теги:
Lidl
экспансия
Фото:
tadviser.ru

Lidl готовится зайти на рынок Украины.

Об этом рассказали журналисты немецкого издания Lebensmittel Zeitung, ссылаясь на письмо владельца бренда – группы Schwarz. Пресс-служба немецкого ритейлера отказалась ответить на вопросы Forbes, сказав только, что компания всегда изучает возможности для расширения и анализирует другие рынки.

Интерес Schwarz Group к Украине косвенно можно подтвердить тем, что на прошлой неделе самолет Lidl летал в Киев и Одессу, пишут журналисты немецкого издания. Информацию о выходе немецкой компании в Украине подтвердил Forbes совладелец одной из крупных украинских ритейловых сетей.

Lidl также уже нанял регионального менеджера – Адама Мишчишина, 47. Он восемь лет до этого работал в польском Lidl, занимаясь там закупками для 750 магазинов сети. Выручка польской «дочки» в 2020-м – более €4,7 млрд. Мишчишин также отвечал за международные закупки во Франции, странах Северной Европы и в некоторых дочерних компаниях на Балканах.

Немецкая сеть дискаунтеров, которая представлена более чем 12 000 объектами в Европе и США.

Сколько стоит открыть супермаркет в Украине? Если Lidl будет открывать точки самостоятельно, как сеть обычно и делает, каждый магазин может обойтись в $1,5–2 млн – по крайней мере, столько АТБ инвестирует в один супермаркет, говорил совладелец сети Геннадий Буткевич в феврале 2020 года. Зайти на рынок через покупку другой сети может стоить примерно столько же. Novus, например, в конце 2020-го заплатил $100 млн за 35 магазинов Billa. На ребрендинг каждого сеть потратила ещё 12-15 млн грн.

АТБ – главный конкурент?

Менеджмент АТБ вдохновлялся опытом немецких сетей Lidl и Aldi, когда открывал первые супермаркеты в 1990-х годах в Украине, но со временем поменял стиль, говорит Сергей Демченко, пресс-секретарь АТБ. По его словам, количество товара в АТБ теперь в два раза больше, чем в типичном Lidl, а некоторые магазины даже начали размещать точки с кофе и продавать собственную выпечку. Говорить о конкуренции и влиянии на местный ритейл не смысла, пока Lidl не озвучит свою стратегию в Украине, говорит он. 

У АТБ сейчас более 1200 магазинов – это крупнейший ритейлер Украины; вторая по величине сеть у Fozzy Group (владеет «Cильпо», «Фора», Fozzy, Thrash!) – около 1000 магазинов. Потребность в еще одном ритейлере есть, говорит владелец МХП Юрий Косюк, который тоже хочет открывать торговые точки. По его подсчетам, рынок сможет принять еще минимум 7000 «магазинов у дома».

Правда, несмотря на спрос, немецкие ритейлеры не приживались в Украине. Оператор гипермаркета Real, например, продал свои магазины французскому Auchan в 2012 году после всего трех лет в стране. А Rewe Group продала Billa сети Novus. Главная сложность на местном рынке – это не конкуренция, а слабая защита международных инвестиций, высокая ставка эквайринга и низкая покупательная способность, говорит Андрей Жук, глава правления Ассоциации ритейлеров. Lidl предлагает магазины со сниженными ценами, поэтому у сети получится работать в стране с низкой покупательной способностью, считает Игорь Гугля, генеральный директор исследовательской компании GT Partners Ukraine.

Когда сеть откроет в Украине первый магазин, точно неизвестно. В Латвии, например, Lidl зарегистрировала дочернюю компанию еще в 2016 году, а первые магазины появились только в октябре 2021-го. С момента первого месседжа до открытия магазина у немецкого ритейлера уходит от двух до 10 лет, говорит Гугля.

В начале 2021-го Lidl также объявила о планах выхода в Боснию и Герцеговину и Эстонию. В Эстонии, по словам главы отдела кадров Лины Каппасто, сеть собирается нанять 800 человек. Работниками магазинов в Таллинне Lidl предлагает платить 190 грн в час, это около 30 500 грн в месяц.