Опубликовано

СовершенноЛЕТНИЙ ритейл: что собой являют сезонные сетевые магазины?

Наверное, нашим читателям будет весьма непривычно видеть в начале статьи о ритейле отрывок из басни Крылова, где «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; Оглянуться не успела...». Мы — точно не персонажи крыловских басен и своё лето провели без песен, но в мониторинге розничных событий.

Уже давно мы пришли к выводу, что ритейл – это постоянно движущийся механизм с разными видами трансформаций вне зависимости сезона. Но конкретно в этот раз мы противоречим сами себе, поскольку наш сегодняшний материал — как раз о сезонно-зависящих изменениях в рознице.

Открытия ритейлерами сезонных торговых точек – явление не новое, некоторые из приведенных нами в этой статье розничных сетей начали развивать такие магазины в Украине еще 3-4 года тому назад.

Что нужно ритейлеру для запуска сезонного магазина? В первую очередь, удачная локация — место, где резонно открывать подобные точки. Такими местами для всех «героев» нашей статьи стали курортные города возле моря. 

Знали Вы или нет, но в Украине развитие сезонных магазинов практикует торговая сеть «Копійка». «Копійка» — это чисто южный ритейлер родом из Одессы. Ее первый торговый объект открылся ещё в 2001 году в Южной Пальмире. Сейчас у ритейлера — около ста магазинов, работающих в Одесской, Херсонской и Николаевской областях.

Но вернемся ближе к теме сезонных магазинов «Копійка». Первый такой объект ритейлер запустил в 2017 году в пгт Затока Одесской области. Иван Ющенко, куратор южного региона сети «Копійка» говорит, что на открытие первого сезонного магазина компанию побудили два фактора: большой поток туристов и отсутствие развитой торговой инфраструктуры в посёлке.

«Формат в первый же год показал хорошие результаты, и мы приняли решение развивать направление сезонных магазинов. Сегодня в нашей сети уже 6 таких магазинов: 4 - в Затоке, еще по одному - в посёлке Приморское Одесской области и в посёлке Коблево Николаевской области», — информирует експерт.

Все сезонные магазины «Копійка» работают с мая по сентябрь, а после окончания курортного сезона их закрывают. Весь товар с этих магазинов вывозят, оставляя в помещении лишь торговое оборудование.              

Мнение эксперта

Иван Ющенко

Иван Ющенко, куратор южного региона торговой сети «Копійка»:

- Сезонные универсамы «Копійка» наша компания открывает на популярных морских курортах, куда летом приезжают тысячи туристов из разных уголков Украины. Вокруг курортов расположены также дачные и садовнические сообщества. Поэтому целевая аудитория сезонных магазинов — это ещё и жители Одессы, которые проводят лето за городом.

При выборе локации для нового магазина, в сети ориентируются на один из двух критериев: близость к пляжной зоне и гостиницам либо близость к транспортным развязкам и популярным туристическим маршрутам.

На запуск сезонного объекта «Копійка» в компании уходит примерно две недели — с момента, когда в универсам завозить товар и до его открытия для покупателей.

При этом, товарное наполнение сезонных магазинов не отличается от традиционных торговых точек ритейлера и соответствует своему объему — будь это «Копійка міні» или универсам формата «800 минус».

Интересно, что в сезонных локациях «Копійка» в основном работает штатный персонал сети из других универсамов. Когда курортый сезон заканчивается и магазин завершает работу, всех сотрудников возвращают на свои привычные рабочие места. Небольшую часть людей ритейлер нанимает по контракту на 3-4 месяца.

На сегодня флагманом продаж среди сезонных магазинов «Копійка» является торговый объект в Затоке по адресу: бульвар Золотой берег, 63, площадь которого составляет около 500 кв. м. В самой сети успех этого универсама обусловливают его выгодным расположением — магазин находиться в 50 метрах от самого популярного пляжа, рядом с крупными отелями и базами отдыха.

Но даже несмотря на всю продуманность концепции и успешность сезонных универсамов «Копійка», в компании не видят перспектив в том, чтобы такой объект мог функционировать на постоянной основе.

«Перспектив того, что сезонный магазин будет работать круглый год — очень мало. Это не имеет никакого смысла! Сезонные магазины сфокусированы на узкую потребительскую аудиторию — отдыхающих горожан и туристов, а их зимой на черноморских курортах практически нет», — объясняет Иван Ющенко.

А что там у соседей?

Хоть Балтийское море не такое тёплое как Чёрное или Азовское, но поток туристов и спрос на открытие сезонных магазинов в приморских городах Польши тоже есть. Одним из ответственных за наполнение курортных локаций сезонными магазинами является польский ритейлер Żabka.

Сеть Żabka развивает свои магазины в формате convenience store и носит звание одного из самых крупнейших food-ритейлеров Польши по количеству торговых объектов. Первые магазины Żabka открылись ещё в 1998 году, на сегодняшний день в сети числиться почти семь с половиною тысяч точек по всей стране. 

Открытиями сезонных магазинов сеть Żabka занимается не первый год. В частности, в текущем году компания открыла 22 сезонных модульных магазина и 58 стационарных объекта. Большинство таких магазинов работают на курортах Балтийского моря — как например, в населенных пунктах Дзвинувек, Леба, Владиславово, Мжежино или в Ярославце. Żabka также практикует запуск сезонных магазинов возле популярных озер. Такие минимаркеты, например, можно найти на озёрах Белое в Окунинке или на Хажиковском озере в Хажикове.

Идея модульных объектов Żabka состоит в возможности совершения быстрой покупки во время прогулки или по дороге на пляж.  

«Первые модульные сезонные магазины сети Żabka были открыты на берегу моря - в Мендзиводзе и Мендзиздрое - в 2016 году. С самого начала они очень хорошо воспринимались нашими клиентами и франчайзи, поэтому мы развиваем эту концепцию ежегодно. Сезонные магазины — это не только удобство для туристов, совершающих повседневные покупки продуктов во время праздников, но также возможность дополнительного развития и получения дохода для франчайзи, которые ежедневно открывают магазины в лучших местах региона», — говорит Пшемыслав Кийевски, операционный директор компании Żabka Polska.

Одной из сложностей при открытии сезонный торговых точек Żabka является подбор персонала. Для эффективной работы таких магазинов и быстрого обслуживания покупателей нужен еще больший штат, чем у традиционных объектов сети. Доставку товаров в некоторые сезонные магазины Żabka осуществляют два раза в день, при этом минимаркеты функционируют по стандартному графику сети - с 6 утра до 23 вечера. Сами же сезонные магазины, как и в случае с Украиной, работают до сентября.

«Я управляю сезонными магазинами в течение 5 лет. В таком магазине посещаемость крайне высока и она не падает в течение всего дня. Следовательно, сезонный магазин требует ежедневных поставок, гораздо большего количества людей в смену и эффективного обслуживания клиентов. Соответствующий подбор команды — одна из важнейших задач, стоящих перед франчайзи, управляющим сезонным магазином», — комментирует Клаудиа Хойна, франчайзи, владеющая сезонными магазинами Żabka в Стегне и Янтаре.

В Румынии тоже есть магазин, которые открывает свои двери покупателям исключительно во время курортного сезона. Сезонным ритейлом в этой стране занимается сеть Kaufland. Вообще Kaufland – это немецкая сеть крупных супермаркетов и гипермаркетов, основанная еще в 1984 году, при этом в Румынию оператор пришел в 2005-ом году. Сейчас в этой стране насчитывается около 150 торговых объектов сети.

Первый сезонный гипермаркет в Румынии - а точнее огромный шатер - Kaufland запустил в 2017 году на спа-курорте Совата, округ Муреш. После открытия на курорте Совата в компании продолжили практиковать развитие сезонных магазинов и в 2018 году Kaufland отрывает магазин на крупнейшем морском курорте страны Мамая, недалеко от города Констанца.

Гипермаркет Kaufland на курорте Мамая – это шатер торговой площадью около 1400 квадратных метров (у обычного магазина сети площадь – около 4500 квадратных метров), а его парковка включает 112 мест.

Ритейлер полностью адаптировал свой сезонный Kaufland к потребностям клиентов. Кроме продуктов питания, в ассортимент летнего гипермаркета входят пляжные товары, товары для кемпинга и барбекю, аптека и отдел, посвященный охлажденным напиткам. Также в магазине на берегу моря есть Grill point, где покупатели могут быстро покушать.

По словам директора по коммуникациям и корпоративным вопросам Kaufland в Румынии Валери Ханкаша, сезонный гипермаркет на курорте Мамая является частью стратегии развития компании.

«Наша миссия — быть ближе к покупателям, и идея гипермаркета летних палаток — это современная и очень динамичная концепция, которая позволяет нам делать качественные продукты более доступными и по низким ценам», — говорит Валери Ханкаш.

Kaufland на Мамая, как и его другие сезонные «собратья» в разных странах будет работать до конца летнего сезона, то есть примерно до 15 сентября. После окончания курортного периода палатку закрывают и собирают, открывая заново в июне следующего года.

Другие интересности сезонного ритейла

Не только запуск сезонных магазинов можно отнести к летним трансформациям розницы. Иными разновидностями летнего ритейла в Польше занимаются сети Biedronka и Lidl. Эти торговые операторы дают возможность сотрудникам своих магазинов временно поработать в туристических районах страны, где также присутствуют объекты этих ритейлеров.

Кроме того, что сети делегируют свой персонал в курортные города Польши, также в Biedronka и Lidl временно трудоустраивают сторонних кандидатов.

«В этом году подобная акция проводится уже в пятый раз. В ней уже успели принять участие более тысячи сотрудников сети Biedronka. Это все для того, чтобы улучшить работу бригад в магазинах и продлить время работы торговых точек даже круглосуточно», — объяснили в сети.

Польское подразделение сети Lidl также устраивает своим сотрудникам подобную акцию. Каждый работник может принять участие во временной делегации в выбранном им магазине Lidl в таких туристических местах, как Колобжег, Закопане или Владиславово. 

«Период отпусков и каникул — это еще и исключительное время для сотрудников наших магазинов. Вот уже несколько лет они могут уезжать в рамках сезонной работы. Это идеальное решение для тех, кто хочет совместить отпуск с работой», — объясняет Александра Робакевич, руководитель отдела корпоративных коммуникаций и корпоративной социальной ответственности Lidl Polska. 

Для всех сотрудников, работающих в сезонном магазине, предусмотрен дополнительный бонус, проживание, питание и набор сезонных гаджетов. Минимальный срок пребывания в сезонном магазине — одна неделя. По словам представителя Lidl, в этом году сезонными работами воспользуются около 200 человек.