Опубликовано

Ритейл по-винницки: особенности развития сети «Домашний маркет»

Винницкая сеть «Домашний маркет» начала свою работу ещё в 2010 году из магазина прилавочного типа.

Сегодня этот торговый оператор лидирует среди винницких food-ритейлеров по количеству торговых объектов и активно открывает новые магазины в трех концепциях.

Подробнее о развитии сети, об участии компании в альянсе «Основа», а также о столичной экспансию нам рассказал совладелец и СЕО «Домашнего маркет» Павел Варшавский.

Павел Варшавский

- Добрый день. Предлагаем начать интервью с небольшого знакомства. Судя по локации участников альянса «Основа», родиной этого объединения является Винница. С какого года работает этот альянс? Какова цель его создания? Или все желающие ритейлеры могут стать его участниками?

- Добрый день. Так, родиной альянса «Основа» является Винница, функционируем с 2018 года. Наша цель — помочь предпринимателям развиваться, процветать в сфере ритейла, предоставляя товары и услуги высочайшего качества. Мы открыты для предпринимателей, которые имеют целью усовершенствовать продуктовые магазины, двигаясь в одном направлении с современным рынком, и удовлетворять потребности конечного потребителя.

- Сеть «Домашний маркет» является крупнейшим участником альянса «Основа». Когда началась ее эволюция? С какого именно формата начиналась деятельность сети? Почему сегодня делается акцент именно на мелкий формат?

- Сеть «Домашний маркет» начала свою историю в 2010 году с открытия небольшого магазина прилавочного типа.

- Уже тогда мы поняли, что и в дальнейшем будем двигаться в направлении развития магазинов преимущественно малого формата. Почему? Потому что именно в нише формата магазинов у дома видим свою конкурентоспособность.

- Кроме «Домашнего маркет» в альянсе «Основа» присутствуют и другие сети — как, например, Osnova и PRO. Все эти магазины принадлежат одному владельцу или это вообще отдельные сети, которые просто входят в альянс?

- Кроме «Домашнего маркет» в альянсе «Основа» присутствуют и другие сети — сейчас около 130 торговых точек. Наша сеть — это не только «Домашний Маркет», но и Osnova и PRO, которые относятся к одной сети. Они различаются по концепции, типом локаций и площадью помещений.

Торговые точки ТМ PRO — это небольшие магазины в потоковых местах, которые дают гостю возможность приобрести PROсто продукты с комфортом, удобно и по оптимальной цене. Магазины Osnova — это большие супермаркеты торговой площадью более 400 кв. м с собственным производством, кулинарией, пекарней.

- Магазины «Домашний маркет» работают в трех концепциях: минимаркет, удобный магазин и магазин семейного типа. По какому принципу Вы подбираете локации для различных форматов торговых объектов и как определяете, какому объекта и какую концепцию присвоить? Есть ли разница в ассортименте между мини маркет и магазином семейного типа?

- Форматы торговой точки определяются на этапе маркетингового исследования при открытии. Формат — это концепция, направление в деятельности торговой точки, ориентированный на профиль и потребности гостя.

Мини маркеты — это магазины с торговой площадью от 25 кв.м, где реализуются продовольственные товары узкого ассортимента, но учитывая индивидуальные потребности гостя.

Магазины семейного типа размещаются в фасадных помещениях спальных районов площадью до 120 кв.м и имеют более широкий ассортимент, чем мини маркеты.

Удобный магазин — это объект шаговой доступности площадью более 100 кв.м, где представлены как продукты питания, так и хозяйственные товары. Популярность этого формата объясняется тем, что заняты потребители предпочитают как можно меньше времени тратить на покупку товаров повседневного спроса, поэтому выбирают магазины в шаговой доступности.

По ассортименту в разрезе форматов — он очень разный, ведь мы стараемся подобрать ассортимент магазина «под гостя» и тщательно над этим работаем.

- Насколько, по Вашему мнению, уже насыщенный рынок Винницы продовольственными магазинами современного типа? Есть ли ещё здесь поле для маневра?

- По нашему мнению, рынок Винницы ещё не насыщен продовольственными магазинами именно современного типа. В Виннице — как и в любом другом регионе — все живое, все меняется, адаптируется под современные требования. Поэтому каждый может занять свою нишу и найти своего гостя.

- До недавних пор «Домашний маркет» позиционировался как локальный винницкий ритейлер, однако недавно первые магазины под этой вывеской открылись в Киеве. Почему Вы решили выйти с экспансией именно в Киев и отличаются ли столичные магазины от тех точек, что работают в Виннице?

- Территориально для расширения сети мы рассматриваем именно Центральную Украину. Поэтому неудивительно, что начали именно с Киева, из столицы Украины. Решили попробовать свои силы в большом городе.

- Многие магазины «Домашний маркет» функционируют круглосуточно. Почему Вы решили работать по такому графику? Как Вы поощряете персонал работать в ночное время?

- Все для наших гостей! На самом деле есть много людей, которые хотят или которым даже удобно работать в ночное время по разным причинам.

- Рассматривает ли менеджмент «Основы» возможность развития франчайзинга?

- Нет, мы не рассматриваем возможность развития франчайзинга, поскольку сам альянс создан как альтернатива франшизе. Мы не диктуем правила, а работаем по классическому сценарию «снизу вверх», где твой конкурент — это твой союзник. Мы стремимся активно развивать альянс в тех регионах, куда заходит «Домашний маркет».

- Пандемия коронавируса значительно ускорила развитие e-commerce, при этом тренд на запуск онлайн-магазинов также подхватили в food-ритейле. Не планируете Вы запускать свой интернет-магазин? Целесообразна вообще, по Вашему мнению, интеграция e-commerce в небольшие розничные форматы?

- Да, мы планируем запускать свой интернет-магазин, за этим будущее ритейла. Процент онлайн-продаж ежегодно растет. К тому же осуществлять доставку из магазинов, и так находятся у дома — это удобно и быстро.

- Тема экологии сегодня как никогда актуальна. Ритейлеры различными способами пытаются становиться эко-сознательнее. Какие экологические решения сегодня развивают в сети «Домашний маркет»?

- Мы заботимся об экологии: используем экономное освещение и оборудование, используем пакеты быстро разлагаются, предлагаем нашим гостям альтернативу полиэтиленовым пакетам — экосумки, эко мешки для весовых товаров, бумажные пакеты. Проводим акции «Кофе в свою чашку», «Кулинария в свою посуду!» и «сортировка мусора». На различных рекламных материалах под лозунгом «Меняем экологическое сознание» пропагандируем возможность быть eco-friendly.

- Расскажите о дальнейших планах компании: как ещё планируете адаптироваться под сегодняшние вызовы рынка, какие идеи хотите внедрить? Какие дальнейшие намерения компании относительно территориальной экспансии?

- В наших дальнейших планах — развитие национальной сети в центральных регионах с собственным производством, интернет-магазином и дистрибутивной компанией.