Опубликовано

КОЛО, Foodpod, BOX Экспресс маркет: обзор сетей мини маркетов Киева

Столичный рынок современной розничной торговли становится все более насыщенным.

Информация об открытиях новых магазинов ритейл-гигантов - таких, как «АТБ-Маркет», «Сільпо» или NOVUS - появляется в профильных СМИ часто и регулярно.

Однако, не менее активно расширяют собственные сети и представители минимаркетов, которые не так давно оперируют на рынке Киева – в частности, «КОЛО», FoodPod и «BOX Экспресс маркет». Именно о данном сегменте продовольственного ритейла и пойдет сегодня речь.

И, если внимательно присмотреться, за двумя из указанных сетей минимаркетов стоят крупнейшие игроки отечественного рынка FMCG.

«КОЛО»

В частности, ООО «Аритейл», которая управляет сетью магазинов «КОЛО», была зарегистрирована в феврале 2017 года. В том же году были открыты первые мини-маркеты сети. Центральный офис ООО «Аритейл» находится в Киеве, на Подоле. 

Примечательно, что конечным бенефициарным владельцем компании является совладелец и сооснователь «АТБ-Маркет» Геннадий Буткевич, которому через фонд «Магнитар» принадлежит 90% ООО «Аритейл» (данные YouControl).

На сегодня более 180 магазинов «КОЛО» открыты в Киеве, на втором месте по количеству мини маркетов сети – Одесса. Также весьма активно ритейлер расширяется в Киевской области, в особенности в пригородах Киева.

Стоит отметить, что сеть развивается очень быстро: 100-ый магазин КОЛО открылся 30 ноября 2019 года. Уже менее чем через год, в октябре 2020 года, начал работу 200-ый магазин сети. А в июне 2021 года сеть насчитывала уже 252 минимаркета.

Что собой представляют магазины «КОЛО»? Они расположены в помещениях, расположенных, как правило, на первом этаже жилого дома. Иногда – например, в центральной части Киева - магазины располагаются в полуподвальных помещениях домов.

Усредненная площадь мини маркета «КОЛО» – 65-75 кв. м. Встречаются и совсем небольшие объекты – около 30 кв. м. Ассортимент мини маркета классический – наиболее широко здесь представлены самые популярные продукты с длительным сроком хранения (сладости, кондитерка, снеки, бакалея и напитки, при этом в продаже есть и молочные продукты, и другая продукция с небольшим сроком годности). Отметим, что летом 2021 года сеть «КОЛО» запустила собственную торговую марку воды KOVTOK.

Небольшой формат магазинов делает возможным их размещение даже в тех локациях, где нет больших арендных площадей, а инвестиции в открытие одного объекта многократно ниже, чем в маркеты более крупных форматов.

Вероятно, именно поэтому (а также потому, что «за спиной» - сильный инвестор) сеть «КОЛО» так быстро расширяется на столичном рынке. Сегодня минимаркеты КОЛО представлены почти во всех районах Киева. Пожалуй, лишь Борщаговка является единственным большим столичным жилым массивом, где на сегодня очень мало магазинов «КОЛО».

Стоит отметить, что «КОЛО» активно открывается не только в спальных районах правого и левого берега Киева (которые принято считать приоритетными для минимаркетов), но и в центральной части столицы. Так, на сегодня в центральной части города работают уже свыше 30 объектов сети.

Такую стратегию объяснить достаточно просто: ввиду высокой стоимости недвижимости и аренды помещений ритейлеры более крупных форматов гораздо менее широко представлены в центре Киева. Поэтому конкуренция в центральной части города значительно ниже при высоком спросе на продовольственные магазины (есть возможность значительного расширения для экспресс-маркетов, мини маркетов и других небольших форматов).

Можно ожидать, что в ближайшее время ритейлер продолжит открывать магазины «КОЛО» как в спальных районах Киева, так и в центре города.

FOODpod

Об этой сети мини маркетов, которая недавно появилась на столичном рынке, мы рассказывали в прошлом номере журнала. Напомним, что FoodPod уже успела открыть более 20 торговых точек в Киеве и его пригородах (Вишневом, Крюковщине, Броварах).

Cеть FOODpod управляется ООО «Фасоль», которое основано в декабре 2016 года. По данным сервиса YouControl, основателями ООО «Фасоль» выступают ЧАО «Фора Ритейл», а также инвестиционный фонд «Бенефит». Конечным бенефициаром компании указан основатель Fozzy Group Владимир Костельман.  

Таким образом, владельцы Fozzy Group и «АТБ-Маркет» теперь конкурируют и в нише мини маркетов Киева.

FOODpod – это небольшие магазины, расположенные в спальных районах Киева и его окрестностях. Как правило, такой объект располагается на первом этаже жилого дома и имеет площадь торгового зала от 40 до 120 кв. метров.

Примечательно, что еще в декабре 2020 года магазины ритейлера работали под вывеской Foody, однако были ребрендированы в 2021 году по причине того, что бренд Foody несколько раньше был зарегистрирован владельцем интернет-магазина Foody.ua. Также отметим, что сегодня не все магазины под юрисдикцией ООО «Фасоль» работают под брендом FOODpod – некоторые из них имеют простую вывеску «Продукты».

Насколько быстро будет расширять свою сеть FOODpod, пока сложно прогнозировать, но на сегодня компания ограничивается спальными районами на правом и левом берегу столицы, не выходя в центральные районы города.

BOX Экспресс маркет

Данный ритейлер также появился на рынке Киева сравнительно недавно. Сеть экспресс-маркетов BOX изначально управлялась ООО "ТРЕЙД ИНВЕСТЛЕНД", которое было зарегистрировано как юрлицо в октябре 2018 года. Потом к родственным юридическим лицам сети добавилось также ООО «Экспрестрейд ЛТД».

Руководителем компании является Дубовой Валентин Викторович, конечным бенефициаром — Соломьяна Оксана Николаевна.

Экспрес-маркеты BOX – это магазины торговой площадью до 180 кв. м., со стандартным для маркетов небольшого формата ассортиментом и 1-2 кассами. Все магазины BOX на сегодня расположены в спальных массивах столицы.

На сегодня в Киеве работают свыше 40 экспресс-маркетов BOX, при этом большинство расположены на правом берегу столицы. Самая высокая плотность экспресс-маркетов BOX – в сравнительно небольшом Минском массиве Киева.

Перспективы и конкуренция

Рынок мини маркетов Киева в последние годы развивается особенно высокими темпами. Помимо «КОЛО», Foodpod, BOX маркетов, стоит отметить и других игроков, которые раньше появились на столичном рынке – таких, как «ЛотОК», «Делві» и др.

Помимо этого, большую заинтересованность в данном сегменте демонстрируют крупные ритейлеры, в частности, такие, как NOVUS (уже имеет 7 магазинов небольшого формата под брендом «Мі маркет») или «АШАН» (7 магазинов мини-формата «Ашан Pick Up Point»).

Впрочем, до насыщения рынка современной сетевой розницей в небольших форматах еще очень далеко. Потенциал спальных районов Киева огромен, и значительную долю продаж продовольственных товаров здесь все еще занимают частные и несетевые мини-маркеты, продуктовые киоски, рынки и просто стихийная торговля продуктами питания.

Впрочем, можно прогнозировать, что со временем доля сетевых магазинов небольшого формата вырастет, в том числе за счет поглощения несетевых продовольственных магазинов в жилых массивах столицы.

Что касается непосредственно трех ритейлеров – «КОЛО», FoodPod, «BOX Экспресс маркет» – на сегодня они не имеют точек, которые бы располагались близко друг к другу, поэтому о прямой конкуренции говорить слишком рано.

Поэтому целесообразно ограничиться «заочными» сравнениями.

Что касается ассортимента продукции, он в магазинах всех трех ритейлеров похож – это напитки, бакалея, снеки, кондитерские изделия и другие продукты с длительным сроком хранения. Меньшая часть торгового зала выделена под молочные продукты, замороженную продукцию.

Единственным заметным отличием является наличие в ассортименте Foodpod и «BOX маркетов» линейки свежих овощей и фруктов, в том числе сезонных. В отличие от них, в магазинах «КОЛО» фруктово-овощная группа представлена лишь бананами.

Также во всех посещенных нами магазинах указанных ритейлеров работает кофемашина.

Ценовая политика также существенно не отличается – так, стоимость продуктов и напитков в магазинах «КОЛО», Foodpod, BOX приблизительно одинакова и соответствует ценам в украинских супермаркетах.

Что касается заработной платы, указанные ритейлеры предлагают среднерыночный оклад для работников магазинов – от 10 000 до 14 000 грн.

Как видим, очевидных конкурентных преимуществ у «КОЛО», FoodPod и «BOX маркетов» нет, поэтому можно предположить, что в будущем наиболее успешным на столичном рынке окажется тот игрок, который инвестирует больше всего средств в поиск и открытие новых объектов. На сегодня таким оператором является сеть «КОЛО», которая не только управляет свыше 180 мини маркетами в столице, но и представлена практически во всех районах Киева, в том числе имеет более 30 объектов в центре города.