Опубликовано

Насколько экологичен сегодня украинский ритейл?

Уже более 10 лет третья суббота сентября объединяет более 50 миллионов активистов в 180 странах в рамках международного движения Letʼs Do It World. В этот день участники приобщаются ко Всемирному дню уборки в своей стране. На территории Украины Letʼs do it Ukraine в течение шести лет действует в 24 областях.

Согласно данным Letʼs do it Ukraine, только в 2020 году 140 тыс. участников в Украине очистили более 2138 локаций в 24 областях и 243 населенных пунктах. Совместными усилиями было собрано 764 тонны мусора. Данных за текущий год еще нет, однако своими результативными в рамках World Cleanup Day2021 поделились Decathlon вместе с IKEA, которые провели толоку в Киеве у озера Иорданское. Всего за два часа уборки удалось собрать более полутона мусора.

Для нас было бы профессиональным преступлением не приурочить тематическую статью к такому событию. Мы, конечно, не будем подсчитывать и афишировать, кто из ритейлеров, сколько мусора собрал. Нам интересно, что вообще делают украинские торговые сети, чтобы снизить производство отходов.

Сегодня такие понятия как zero waste или eco-friendly для ритейлеров и потребителей не являются чем-то экзотическим или сложным для реализации. Способов быть экологически сознательными существует очень много. Для одних eco-friendly – это обязанность и социальная ответственность, для других – быть в тренде.

Что сегодня конкретно делают украинские торговые операторы, чтобы быть eco-friendly? Но чем для них есть такие действия?

Мы собрали и исследовали различные эко инициативы отечественных ритейлеров и попытались разобраться, не является ли для таких компаний экологичностью только маркетинговым ходом.

Полиэтиленовые сумки — то, без чего, наверное, не представляли магазинов ни сами ритейлеры, ни покупатели. Годами так и было: пластиковые пакеты верой и правдой служили незаменимым атрибутом процесса покупки — доступны в цене и разных объемах. Хорошо от этого было вроде бы всем, кроме конечно же экологии.

В декабре в действие вступит закон об ограничении обращения пластиковых пакетов на территории Украины, поэтому у наших ритейлеров осталось не так много времени, чтобы заменить полиэтиленовые сумки биоразлагаемыми. Хотя и такая альтернатива не является в полной мере экологической.

Если сейчас большинство ритейлеров только готовятся к изменениям, то, например, сеть «АШАН» еще летом заменила обычные полиэтиленовые пакеты на тару из 100% переработанного пластика. Кроме того, на кассах магазинов АШАН есть такие альтернативы, как многоразовые сумки-шоперы или крафтовые бумажные пакеты. В компании говорят, что уже давно ждали появления в Украине закона, который регулировал бы обращение пластика.

«АШАН», конечно, не единственный торговый оператор, предлагающий крафтовые бумажные пакеты. Сегодня на кассах почти каждого сетевого магазина можно увидеть эти сумки. Вопрос лишь в том, насколько часто их выбирает покупатель, ведь цена такой тары несколько выше их пластиковой альтернативы. Так что не все потребители готовы переплачивать за экологичность.

Глава проекта «Украина БЕЗ Мусора» (УБМ) Евгения Аратовская говорит, что согласно результатам опросов, украинцы разделяют заботу об окружающей среде и готовы сортировать, отказываться от пакетиков и выбирать продукцию ответственных производителей (данные TNS KANTAR 2019). «Но реалии могут отличаться от заявлений, потому что человек во многих случаях выберет свой комфорт. Вот почему пакеты все еще пользуются спросом. Если бы ими никто не предпочитал пользоваться, они бы скорее исчезли из сетей», — добавляет Аратовская.

С ней солидарен и основатель общественной организации ReThink Роман Пучко. Эксперт считает, что не стоит спрашивать или убеждать потребителей в экологической ответственности. Нужно делать так, чтобы у них не было другого выбора, чем быть eco-friendly — чтобы это стало выгодным.

Мы также согласны с Романом в том, чтобы здесь покупатели не имели выбора, чем быть эсо-friendly. В этом направлении торговые сети преуспевают.

Например, ритейлеры в своих торговых залах заменяют одноразовые перчатки из полиэтилена металлическими щипцами или лопатками. Вспомните, в какой таре Вам продают выпечку в магазинах: сам по себе свежеиспеченный багет или круассан прекрасны — особенно когда их заворачивают в бумажный пакет. В этом случае покупателей точно не возмущает отсутствие выбора.

Если для хлебобулочных изделий бумага приемлема, то для кулинарии или кондитерки, которую предлагают в магазинах, такая тара не подходит — здесь ритейлеры отнюдь не эсо-friendly, потому что кладут эти товары в пластиковые контейнеры. Хотя та же сеть «Сільпо» дает возможность покупателям брать такую продукцию в свою тару.

Тинейджеры очень часто ходят сегодня с шоперами или экосумками — правда, для них это больше как способ самовыражения. Но на глобальном уровне шоперы — это хорошая и многократная альтернатива пластиковым пакетам.

Экосумки частично помогают предотвратить продуцирование мусора. А магазины — это идеальный центр реализации и использования шоперов. Так что ритейлеры и здесь не медлят, и уже не первый год продают в своих торговых точках эту альтернативу пакетам. Кроме экологичности шопера, его еще можно превратить в мерч, напечатав на сумке логотип сети.

Но стоит ли маркировать шопер, указывая на его принадлежность к определенному ритейл-бренду?

Возьмем к примеру кейс с новой продуктовой сетью ULTRAMARKET. При разработке «Киевским онлайн-агентством коммуникаций/PR» брендинга и айдентики для ULTRAMARKET в компании также осветили и экологическую составляющую. Для ритейлера создали ленейку экосумок — без брендирования и айдентики бренда — с использованием креативных слоганов и надписей. Согласно опросу, не все хотят «носить» лого супермаркета.

ULTRAMARKET — не первый, кто реализует «независимые» шоперы. К примеру, в магазинах «Сільпо» тоже можно найти экосумки без брендирования.

Как большие полиэтиленовые пакеты, так и шоперы имеют «братьев своих меньшых» — rebag (многоразовые мешочки для фруктов и овощей). Сегодня эту уменьшенную копию экоссумок в магазинах кладут как раз возле фруктово-овощного отдела.

Существует множество путей, чтобы быть eco-friendly, поэтому кроме замены полиэтилена на экологические альтернативы ритейлеры используют и другие варианты.

Продуктовые сети давно стали центром не только для закупки продуктов. Во многих магазинах, особенно в формате convenience store, посетители могут приобрести горячие напитки. В качестве экологичного бонуса ритейлеры продают здесь свои брендированные термокружки или многоразовые стаканы для чая или кофе, делая покупателям скидку на напиток в такой таре.

К примеру, сеть «Сим23» предлагает своим посетителям термочашки, а «Сільпо» продает стаканы для напитков. Покупатели могут выбирать стаканы с логотипом сети или приобрести такие же, но не брендированные.

Еще одной достаточно популярной экоинициативой среди ритейлеров является установка у своих магазинов баков для раздельной сортировки мусора. Обычно отходы классифицируют отдельно на отделы для стекла, бумаги, металла и пластика.

Сеть NOVUS установила свои сортировочные локации в марте 2021 года. За пять месяцев в компании собрать передали на переработку более 960 тысяч килограммов сырья. Кроме баков возле магазинов, «Сільпо» совместно с проектом «Украина БЕЗ Мусора» еще в 2018 году начала запуск станций сортировки Silpo Recycling. Сейчас эти станции находятся в Киеве, Харькове, Львове, Запорожье, Днепре, Одессе и Софиевской Борщаговке.

Раздельный сбор отходов «Сільпо» осуществляет по четырем основным категориям: макулатура, металл, пластик и стекло. В течение 2020 г. на переработку отправлено: 19631 тонна макулатуры, 2436 тонн пластика, 101 тонна металла, 37 тонн стекла.

За сдачу сырья «Сільпо» начисляет своим покупателям баллы на карту программы лояльности "Собственный Счет«.

Дрогеры-ритейлер Watsons вместе с косметическим брендом Garnier запустили экоколаборацию по сбору пластиковых отходов. Watsons предлагает посетителям приносить в ряд своих магазинов использованные упаковки от средств Garnier, сортируя их в специализированные боксы. В качестве вознаграждения покупатель получает скидочный купон.

Впрочем, торговые сети собирают не только мусор. Сегодня все чаще ритейлеры призывают посетителей приносить в свои магазины использованные батарейки. Так, пособием по их сбору занимается и Watsons, и сеть «Эпицентр». Во всех ТЦ «Эпицентр» установил тары для использованных батареек. Только за 2020 год «Эпицентр» в партнерстве с ОО «Батарейки, сдавайтесь !» собрали для переработки 60 тонн батареек на территории всей Украины.

Еще один интересный экологичный проект совместно с Vertical Field недавно запустила сеть VARUS. Vertical Field Ukraine создает зеленые стены для выращивания растений в любом месте. Зелень выращивают в контейнере с особым микроклиматом, специальным освещением и экономной системой полива в непосредственной близости от супермаркета VARUS. Экологичность таких «ферм» в том, что они не загрязняют сточные воды, не приводят к эрозии почв, имеют существенно меньший выброс парниковых газов. Кроме того, на них значительно снижено потребление воды благодаря контролируемому микроклимату и использованию замкнутого ирригационного цикла.

«Зеленые» технологии — еще одна составляющая экологичности

Использование зеленых технологий в украинском ритейле сегодня только набирает обороты. Правда, сетей, которые применяют альтернативные источники энергии, пока не так уж много.

Наверное, уже все ритейл-сообщество знает о «зеленом» супермаркете «Сільпо» в Софиевской Борщаговке. Магазин был построен в соответствии с требованиями BREEAM — международной системы сертификации экологичности зданий. Из «зеленых» решений в супермаркете используют геотермальное отопление и кондиционирование, солнечные электростанции, систему холодоснабжения CO2, корзины для покупок из переработанных рыболовных сеток. Также на территории этого магазина есть зарядные станции для электромобилей.

Директор Ассоциации солнечной энергии Украины Артем Семенишин говорит, что сегодня чаще всего ритейлеры используют энергию из солнечных электростанций, расположенных на площадях крыш логистических комплексов.

К слову, солнечную энергию используют и сети АЗС. К примеру, ОККО по состоянию на конец августа установила солнечные электростанции на 24 автозаправочных комплексах своей сети. В ближайшие месяцы в компании планируют смонтировать еще несколько десятков таких станций и довести их количество до 80.

Господин Семенишин считает, что строительство солнечных электростанций на парковках и крышах торговых центров крупных городов станет новой тенденцией для ритейла к 2024 году.

Кроме установки солнечных батарей, многие торговые сети снабжены устройствами для рекуперации — это технология, позволяющая восстанавливать тепло от холодильного оборудования для обогрева помещений. Такие решения, в частности, применяют Ритейл Групп, Сільпо, АТБ, VARUS, Таврия В и NOVUS. Впрочем, экологичности этих «зеленых» решений прежде всего предшествует вопрос экономии средств. Компании ищут возможности для оптимизации расходов — в первую очередь, на коммунальные услуги и электроэнергию — чего можно добиться именно путем альтернативных источников энергии.

Ритейлеры многое рассказывают о своих экологических достижениях, делятся дальнейшими планами в этом направлении. NOVUS, например, намерен построить первый в Украине «зеленый» распределительный центр, отвечающий принципам строительства Building Research Establishment Environmental Assessment Method (BREEAM). А Сільпо хочет запустить электронные чеки и игрушки из переработанного пластика.

Торговые сети устраивают толоки по уборке мусора, разрабатывают мобильные игры, обучающие сортировать отходы, отказываются от бумажных акционных буклетов, диджитализуя их.

Действительно ли вся их эконичность нацелена на социальную ответственность или все же это больше дань моде? Этот вопрос мы задали экспертам.

Мнение эксперта

Евгения Аратовская, глава проекта «Украина БЕЗ мусора», эксперт в сфере обращения с отходами:

Евгения Аратовская

— Это доказательство того, что потребители сделали заметный спрос на инициативы, которые ритейл не может проигнорировать. Это запрос на ответственность ритейлеров за отходы, продуцируемые в результате потребления. Решения по экологичности становятся новым конкурентным преимуществом и возможностью прокоммуницыровать свой бренд как учитывающий интересы своих покупателей и заботящийся об их будущем — если это искренне, то становится залогом стабильной лояльности на годы.

Артем Семенишин, директор Ассоциации солнечной энергии Украины:

Артем Семенишин

— Учитывая, какой скорости набирают тренды стандартов постоянства и экологичности чуть ли не в каждой сфере, можно сказать что это — и дань моде, и социальная ответственность. Предприниматели уже обращают внимание на эко и постоянство и считают их достаточно важным фактором для успешного ведения бизнеса. Особенно если есть экспорт продукции в европейские страны, ведь Европа во всех сферах деятельности декларирует принципы экологичности, сохранения природы и уменьшения выбросов углекислого газа. И скорее всего, в случае, если ваша продукция не отвечает их экологическим стандартам — с вами вряд ли станут сотрудничать.

Однако, если говорить сугубо об украинском рынке, то, пожалуй, самым первым фактором жажды экоинициативности является именно экономическая целесообразность. Потому что на данном этапе развития экологических производств — это очень дорогие технологии, требующие больших вложений.