Опубликовано

А что там у аптек? Или немного цифр из фармацевтической вселенной

Теги:
AR эксклюзив
Фото:
golosznadbugu.com

Когда большинство людей слышат слова "ритейл" или "розничная торговля", они, как правило, представляют себе торговлю продуктами питания, бытовой техникой, одеждой или украшениями.

Причем это касается не только обычных людей, но и профильных изданий — все ритейл-СМИ отслеживают ситуацию на рынке продуктов питания и торговых центров, многие — анализируют аспекты торговли бытовой техникой, косметикой или товарами для дома, и практически всерьез никто не изучает аптеки (практически единственное исключение — мощный профильный ресурс apteka.ua).

 В связи с этим информационным вакуумом у многих складывается впечатление, что аптечный ритейл — это что-то формализованное, скучное и не очень развитое. Существующее где-то на окраине ритейл-вселенной, о чем можно и не вспоминать вовсе. Давайте посмотрим, так ли это.

 По информации Игоря Гугли, директора компании GT Partners Ukraine, на конец 2020 года в Украине насчитывалось 6 085 продуктовых магазинов самообслуживания и 2 655 магазинов формата дрогери. Много это, или мало? (кстати, вы знали, что в переводе с немецкого die Drogerie — это "аптека", а вовсе не "непродовольственные потребительские товары повседневного спроса"?)

Андрей Жук, глава правления Ассоциации ритейлеров Украины, на последнем RAU Investment Forum среди прочих интересных фактов упомянул, что в Украине на сейчас работает около 90 000 магазинов, не включая МАФы. Получается, что из этого количества всего около 7% — продуктовые магазины самообслуживания, и меньше 3% приходится на дрогери.

А что же с аптеками? Иногда складывается впечатление, что они открыты уже на каждом углу. Вы тоже это замечали? Согласно данным, которыми делится с нами apteka.ua, на конец ноября 2020 года в Украине насчитывалось около 16 200 аптек и около 3 700 аптечных пунктов, то есть 19 900 шт. в сумме. А это уже 22% от общего числа магазинов в стране!

Еще немного познавательной статистики от профильного фарм-СМИ. Если мы предполагаем, что в Украине 37 миллионов жителей, то плотность аптечных заведений составляет 54 шт. на 100 тыс. чел. Для сравнения, в Польше (37,9 млн жителей) — 14,9 тыс. аптек (39 шт/100 тыс. чел.), а в Германии (82,8 млн жителей) — 19,7 тыс. аптек (и вовсе 24 шт/100 тыс. чел.)

На графике ниже можно посмотреть на динамику изменения общего количества аптек и аптечных пунктов за 2014-2020 годы из аналитических отчетов apteka.ua:

Как мы видим, в последние пять лет это количество колеблется в диапазоне 19,6-20,6 тысяч без существенной динамики в ту или иную сторону. Рассмотрим, насколько консолидирован этот рынок, и сравним его с продуктовыми сетями.

 ТОП-10 аптечных сетей на ноябрь 2020 года управляли 5 454 торговыми точками. Это 27% всего рынка. В то же время? ТОП-10 продуктовых сетей на конец года управляли 3 071 точками, а это уже больше половины всего организованного food-ритейла. Получается, что аптечный рынок пока менее консолидированный, чем продуктовый. В то же время, если сравнивать с 2020 годом, когда ТОП-10 аптечных сетей управляли 21% точек, динамика к укрупнению налицо.

 Средняя аптечная сеть из этого списка приросла за год на 14%, и в итоге общее количество аптек сетей из ТОП-10 выросло на 1 252 шт. В то же время, аптек в стране стало на 106 шт. меньше — с рынка вышли почти полторы тысячи точек более мелких конкурентов (особенно быстро рынок покидают ФОПы с одиночными аптеками или локальными сетями).

 Аптечный рынок очень велик — 8 национальных сетей, 29 мультирегиональных (не менее пяти областей в не менее чем двух регионах), целых 1 540 региональных сетей и аж 4 129 — локальных (которые работают в пределах одной области). Поэтому накал страстей в аптечном бизнесе кипит нешуточный, ежедневная борьба ведется за каждый метр, за каждую интересную точку. Срок принятия решений зачастую идет на часы, а не недели или месяцы, как у неторопливых продуктовиков. Это настоящий фармацевтический микрокосм, претерпевающий изменения в режиме нон-стоп, 24/7.

Автор: Денис Поддубский, сооснователь «Службы развития ритейла», директор департамента развития аптечной сети АНЦ