Опубликовано

Розница глазами молодого предпринимателя: опыт «Микс Март»

В 2019 г. этот молодой человек задал вопрос Евгению Черняку на форуме «Лаборатория Онлайн Бизнеса 2019», а позже побывал у него спикером проекта Big Money. Но сейчас не о Черняке - о нём мы хорошо наслышаны

Героем нашего нового интервью стал Артем Штангеев - весьма молодой и очень амбициозный основатель столичной сети продуктовых магазинов «Микс Март». Как Артем вот уже три года развивает свой бизнес, что изменилось в компании с приходом пандемии и о других реалиях розницы читайте в нашем материале. Получилось очень небанально.

Артем Штангеев, основатель столичной сети продуктовых магазинов «Микс Март»

 - Здравствуйте, Артем. Давайте немного познакомим наших читателей с сетью «Микс Март». Сколько магазинов сегодня функционируют под этой вывеской? В каком году был открыт первый «Микс Март»? Почему Вы решили занять нишу ритейла именно в формате минимаркетов?

- Первый магазин под брендом «Микс Март» мы открыли в 2019 году. Сегодня у нас уже 105 магазинов. У нас не было опыта и ресурса развивать сетевой ритейл, и мы четко понимали, что не сможем работать на таком конкурентном рынке - именно поэтому выбрали этот формат.

- Почему сеть получила такое название? Возможно на нейминг вас вдохновила немецкая продуктовая сеть «Mix Markt»?

- Нет, связи с немецкой сетью магазинов у нас не было. Все банально проще: когда мы вешали вывеску первого магазина, то разбили две буквы и вместо «Микс Маркет» вышло «Микс Март». Но поскольку ассоциация с маркетом сохранялась, а ресурсов что-либо менять не было - мы оставили все как есть.

- Ещё до прихода пандемии Вы общались с Евгением Черняком на тему вашего бизнеса. Тогда же Вы сообщили, что сеть не позиционирует себя местом, в которое приезжают, чтобы сделать закупку на ужин - это магазины, в которые приходят, чтобы «докупить яиц на завтрак или «взять бутылку вина на вечер». Не изменился ли концепт «Микс Март»-ов после прихода пандемии и введения карантинов?

- Изначально существовали только «красные» «Микс Марты». На сегодняшний день, мы пробуем три формата.

Классический красный «Микс Март» трансформируется из магазина, где что-то хотят докупить в магазин покупки каждого дня, и развивает нетипичные для себя категории (к примеру, кулинарию). На сегодня мы заканчиваем обустройство цехов по всем стандартам площадью более 200 кв. м.

Второй формат - это черный «Микс Март» - их всего несколько. Это премиальный магазин с собственным импортом и СТМ премиальной продукции.

Мы также активно развиваем формат минимаркетов «Микс Март ОПТ» со средней наценкой 5% на все группы товаров. Пока мы лишь тестируем этот рынок, но уже получаем позитивные отзывы от наших конкурентов. 

- Повлияло ли каким-то образом на Ваш бизнес упомянутое интервью с Евгением Черняком?

- На бизнес в целом - да, оно сделало мой кругозор шире, меня начали приглашать на свидания девушки (улыбается – All Retail). Такого раньше у меня никогда не было, это дало мне новые силы и веру в себя.

- По какому принципу Вы подбираете площадки под свои магазины?

- Здесь есть много факторов. Как правило, мы считаем трафик и количество потенциальных клиентов, но все это очень условно.

- Чувствуете ли Вы давление крупных сетевых ритейлеров на свой бизнес? В каком направлении?

- Безусловно, развитие гигантов рынка создает сильное конкурентное поле, что заставляет нас развиваться не только как сеть, но и как менеджеров. Ещё 3 года назад мы не понимали многих вещей и не знали, как они должны работать. Сейчас, изучая модели наших конкурентов, мы четко понимаем к чему нужно стремиться и где мы не дорабатываем. Мы относимся к нашим конкурентам как к учебнику, который стоит внимательно изучать и понимать. И благодарны им за предоставленную возможность ежедневно расти в профессиональном плане.

- Сегодня даже крупноформатные сети делают ставки на минимаркеты или магазины у дома: Fozzy Group развивает магазины Foodpod, NOVUS – объекты «Мі маркет», а АШАН - свои маркеты Pick Up Point. Как Вы считаете, почему они так делают?

- Я не могу ответить на этот вопрос - это их выбор. Но я точно знаю, что даже после лазерной коррекции зрения наш финансовый директор не увидел там рентабельности.

- Недавно мы делали интервью с винницким ритейлером «Домашній Маркет», который состоит в закупочном альянсе «Основа». По словам спикера, участие в таком в альянсе выгодно для сети во многих аспектах. Как лично Вы относитесь к таким союзам? Стала бы сеть «Микс Март» брать участие в подобной коллаборации?

- На сегодняшний день многие игроки рынка проводят целые конференции на тему противодействия экспансии национальных сетей, создают союзы.

Наша позиция по этому вопросу имеет три основных столпа:

1. Участие в подобных конференциях и есть признание своей слабости, ведь на рынке Украины достаточно примеров, когда локальные сети отлично дают бой национальным сетям и сохраняют свою рентабельность, располагаясь даже «дверь в дверь».

2. В любом сговоре выигрывает лишь тот, кто первым из него выходит.

3. Мы хотим сохранить свою свободу и право принятия решения по всем вопросам за собой.

- Как сегодня налажен процесс логистического обеспечения Ваших магазинов? Обязательно ли необходим собственный РЦ для современного ритейлера?

- «Микс Март» использует комбинированную систему: у нас есть как свой РЦ, так и прямые поставки. Современная большая розница не может работать без РЦ, ведь это единственный способ бесперебойно обеспечивать себя товаром.

- Пандемия коронавируса значительно ускорила развитие e-commerce, при этом тренд на запуск онлайн-магазинов также коснулся сектора food-ритейла. Не планируете Вы запускать свою онлайн-площадку? Целесообразна ли вообще интеграция e-commerce в небольшие розничные форматы?

- Это абсолютно другой бизнес, он максимально другой во всем. Он не легче и не сложнее - он другой. Я считаю, что невозможно собрать в одно целое магазин у дома и доставку - и пока я не вижу экономики в доставке еды. Она точно будет через пару лет, и этому тренду точно есть зеленый свет. Но пока мы не можем вкладывать деньги в то, что не вытянем.

- Сегодня полем для экспансии сети «Микс Март» является столица. Нет ли в планах компании попробовать свои силы в других городах? Как Вы сегодня можете оценить уровень насыщения Киева современной сетевой розницей?

- Это не совсем так: сейчас мы активно тестируем другие «поля», в частности на сегодняшний день открыт магазины в Ирпене, Фастове, Белой Церкви, Черкассах и т.д.

Если говорить про Киев в целом - то это «красное» море. Но я с уверенностью могу сказать, что оно приводит к улучшению сервиса и заставляет рынок развиваться

- Как Вы считаете, сегодня ритейл - это ключевая отрасль в экономике Украины?

- Если честно, я считаю, что ритейл не должен быть основной отраслью экономики. Как по мне, в таком случае это симптом того, что экономика сильно больна. Ритейл, безусловно, создает добавленную стоимость, но он лишь перераспределяет финансовые потоки в экономике - передавая деньги из рук покупателей в руки производителей.

Я активно выступаю за создание сильной экспортной экономики - но с превалирующей долей торговой составляющей. Но к моему глубокому сожалению, пока да - ритейл в Украине является ключевой отраслью.

 - Каковы планы «Микс Март» на ближайшие 2-3 года?

- Планирование - одна из самых неблагодарных вещей. План на месяц мы всегда составляли за несколько часов, а планы на 2-3 года можно составить за пару минут. Мы понимаем, что «рука рынка» неумолима ни перед кем, но искренне надеемся, что сможем сохранять темпы развития в 30-50 магазинов в год, развиваясь в нескольких регионах Украины.