Розница будущего: где в Украине уже сегодня работают магазины без покупателей?
Висит груша, нельзя скушать – знаете отгадку? А если стоит магазин, но в нём не собираться толпы покупателей, и нет кассиров? Если Вы не в курсе ответа, тогда наша статья поведает его Вам.
Сезонный ритейл, гипермаркеты, развивающие формат магазинов у дома или e-commerce там, где раньше мы не ожидали его. В этот раз проливаем свет на тёмную сторону ритейла – формат dark store.
Думается, многие из Вас слышали о магазинах без покупателей или даже пользовались услугами dark store в других странах. Теперь эти торговые объекты работают и в Украине, но об этом чуть позже.
Что такое dark store и откуда он появился?
Дословно с английского dark store переводится как «тёмный магазин», но пусть это не вводит Вас в смятение, ведь на самом деле это супермаркет - только без покупателей. Закупиться в таком магазине можно лишь онлайн.
Сам по себе dark store это что-то среднее между складом и обычным магазином. Вместо посетителей и кассиров в нём присутствуют пикеры – сборщики заказов. Обычно покупатель может забрать свой заказ самостоятельно на точке выдачи или воспользоваться доставкой.
Ошибочно будет путать «тёмные магазины» с распределительными центрами. Отличительной чертой dark stores является их местоположение. Если для больших РЦ характерно располагаться вдали от города, то с «тёмными магазинами» как раз все наоборот. Зачастую dark store, как и обычные супермаркеты находятся в городе. Это позволяет доставить продукцию в короткие сроки, на что и нацелены магазины без покупателей.
Ассортимент товаров в РЦ и dark store также отличается. Вряд ли в распределительном центре будет храниться скоропортящиеся продукция, чувствительная к температурному режиму (как например, готовая еда). В «тёмных магазинах» ассортимент не отличается от супермаркетов сегмента FMCG. Зачастую там продается все. В некоторых таких магазинах даже есть кулинарный отдел.
Ещё одним существенным отличием dark store от распределительных центров является их площадь. Размер такого магазина такой же, как и у обычного супермаркета, правда в нём будет задействована своя логистическая система расстановки продуктов. Все сделано так, чтобы работник dark stores мог укомплектовать заказ максимально быстро.
Первый dark store ещё вначале 2000-ых в Лондоне запустила сеть супермаркетов Sainsbury’s. Но тогда проект пришлось свернуть из-за маленького потока заказов. Вторую жизнь «тёмные магазины» получили в 2009 г. всё в том же Лондоне. Ритейлер Tesco тогда открыл свой первый магазин без покупателей.
В Украину формат dark store уже тоже пришёл. Если думаете, что такие объекты могли открыть, к примеру «АТБ» или NOVUS, то это не так. У нас появлению магазинов без покупателей поспособствовали, в первую очередь, сервисы доставки.
Свой дебютный dark store в Украине сервис Glovo запустил летом текущего года. Glovo Express – так назвали в компании свои «темные» магазины. Их первый «тёмный магазин» расположен в Киеве на Левом берегу. Вслед за столицей, второй Glovo Express появился в начале октября во Львове. Сейчас же в Украине работает 14 таких объектов: в Киеве, Львове Харькове, Днепре и Одессе.
К примеру, общая площадь львовского Glovo Express, что по проспекту Чорновола, 101, составляет 400 квадратных метров.
Товары Glovo Express сортируются по категориям, размещены в разных залах и ждут посетителей не в больших коробках, а аккуратно расположены на полках и в современных холодильных и морозильных камерах. Двери в торговые залы закрыты, а заказы выдают через специальное окошечко курьерам Glovo.
В Glovo Express числится около 500 ассортиментных позиций, в частности бакалея, сладости и снеки, фрукты и овощи, мясо и колбасные изделия, рыба и морепродукты, молочные продукты и яйца, товары для детей, безалкогольные и алкогольные напитки, табачные изделия, товары для животных и средства личной гигиены.
Процесс сборки товаров dark store Glovo Express занимает до 1,5-2 минуты. Временя доставки заказа с момента его оформления в приложении Glovo и вручения покупателю занимает до 20 минут.
С момента запуска первого «тёмного магазина» в Украине, курьерами Glovo было выполнено уже свыше 16 тысяч заказов. Самый высокий спрос заказов с Glovo Express приходится на вечернее время, а чек товарной корзины в среднем составляет 250 грн.
Для экспансии dark store инвестиции Glovo в Украине составляют около семи миллионов евро, в том числе на реновацию и аренду помещений. Инвестиции делят на несколько этапов. Первый – это запуск 21 локаций Glovo Express, второй – увеличение количества объектов, и заключительный – это достаточное покрытие в городах для реализации доставки за 15 минут.
Для компании Glovo бизнес-модель «тёмных магазинов» позволяет развить инфраструктуру городов и создает возможности нового пользовательского опыта.
«Компания анализирует логистические особенности городов, выбирает районы и определяет радиусы покрытия, при которых можно быстро осуществить доставку для пользователей приложения Glovo. После этого обустраивает помещение в соответствии со специальными нормами хранения продуктов, заполняет товарами и приглашает на работу «пикеров», — говорит генеральный менеджер Glovo в Восточной Европе и Центральной Азии Дмитрий Расновский.
В компании отметили, что до конца года планируется запуск 175 локаций Glovo Express в 16 странах мира, включая Испанию, Италию, Румынию, Португалию, Украину, Польшу, Грузию, Кению, Марокко, Сербию, Хорватию, Кот-д'Ивуар, Словению, Казахстан, Молдову, Болгарию.
Вслед за Glovo развитием «тёмных магазинов» занялся ещё один лидер сферы доставке в Украине - сервис Rocket. Правда, пока что в Rocket тестируют этот формат, но к концу текущего года запланирован запуск пяти Rocket Market.
По словам соучредителя Rocket Станислава Дмитрика, открытие собственных dark store начнут со столичных Позняков. Этот район был выбран из-за высокой плотности заселения и покупательной способности. К подбору локаций эксперты Rocket подходят с позиций эффективности и скорости, доступной площади и пр. По оценкам компании, лишь для Киева необходимо не менее 15 точек, чтобы доставлять заказ за 15 минут.
Кроме того, чтобы уложится в 15 минут, в Rocket работают над гиперэффективностью склада. Разрабатывают для этого и технологию, и софт. При подготовке таких объектов для Rocket важно формирование хорошей мотивированной команды на локации. В компании говорят, что оптимальная планировка склада, управление и распределение потоков, экипировка сборщика и работа с курьерами — все это складывается в итоговые в скорость и качество.
Основные категории ассортимента Rocket Market будут включать: напитки, свежие овощи и фрукты, молочные продукты и яйца, также алкоголь и табак. Кроме перечисленных категорий будут доступны и другие товары.
По словам, CEO Rocket Market Михаила Дейнеги, в компании стремятся покрыть весь спрос. «Я думаю, что после запуска мы будем менять нашу ассортиментную матрицу, чтобы удовлетворить потребности наших покупателей. Мы работаем над технологией, которая позволит гибко управлять ассортиментом, реагируя на спрос завтрашнего дня», — утверждает эксперт.
Помимо того, что доставку со своих dark stores в Rocket планируют осуществлять в максимально быстрее строки, покупателям также будет доступна функция аудио заказа.
«Если вам приносят заказ за 15 минут, то сколько времени логично тратить на наполнение корзины? Аудио заказ - один из способов ускорить этот процесс. Клиенты редко меняют предпочтения. И если вам необходимы, например, яйца, помидоры и пачка сока - мы уже знаем и производителя, и объем. Так почему бы просто не попросить голосового ассистента купить яйца, помидоры и сок. На самом деле, это не единственный способ заказа, над которым мы работаем: на сегодня технологии позволяют реализовать разные сценарии. Но всему свое время», — говорит Михаил Дейнега.
Помещения для dark store и dark kitchen компания арендует, начиная с небольших форматов (от 100 кв. м). Общие инвестиции в развитие этого направления в Rocket не называют, но по словам Станислава Дмитрика, открытие одной точки dark kitchen и dark store обходится от $80 до $120 тыс.
Помимо Украины, Rocket планирует запуск своих dark store и в других странах, где присутствует сервис. Сейчас доставка от Rocket уже работает в Нидерландах, Греции, Франции и на Кипре, но уже очень скоро в компании объявят об открытии в одной из этих стран своего «тёмного магазина».
Как оказалось, кроме Glovo и Rocket в Украине есть ещё один сервис доставки, который запустил dark store. Компания Turbo.ua вышла на рынок q-commerce (quick commerce) совсем недавно, сейчас в их портфеле пока что два «тёмных магазина», работающих Киеве на Позняках и Осокорках.
По словам СEO Turbo.ua Богдана Багрия, компания имеет украинские инвестиции, главный офис в Киеве, а бизнес-модель аналогична с такими игроками, как Getir или Gorillas. «Мы размещаем свои собственные dark store рядом с вашим домом. Наш коммерческий департамент закупает у производителей продукты и товары первой необходимости, а курьеры, которые оформлены в штате компании, доставляют заказ на велосипедах», — говорит эксперт.
После обеспечения столицы, Turbo.ua планирует выход в другие города-миллионники и областные центры. Главным конкурентом Богдан Багрий считает привычки людей покупать оффлайн, а не действующие службы доставки. Сумму инвестиций он не озвучил, но отметил, что это дорогое удовольствие.
Получается, что в Украине первооткрывателями dark store стали именно сервисы доставки. При том, что в соседней Польше заказ продуктов из «тёмных магазинов» запустили «кирпичные» ритейлеры Żabka и Biedronka.
Первые два dark store Żabka Jush в тестовом режиме стартовали в октябре этого года в Варшаве. Ассортимент новых объектов напоминает типичный магазин Żabka. Помещение оборудовано холодильниками и морозильниками, что позволяет предлагать не только базовую продукцию, но и достаточно широкий ассортимент.
В сети Żabka ведется работа по оптимальному распределению ассортимента внутри «тёмных магазинов», чтобы комплектование заказа длилось как можно быстрее. В конечном итоге покупка в dark stores Żabka должна быть осуществлена за 10-15 минут.
По неофициальной информации, если все пойдет хорошо, до конца года Żabka откроет ещё 25 подобных торговых точек.
Польская сеть Biedronka запустила свои dark stores приблизительно в тот же период, что и Żabka, назвав проект Biedronka Express или BIEK. Сразу 15 таких магазинов заработали в октябре в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Гданьске, Лодзи и Познани. Заказы покупателям из Biedronka Express в течение 15 минут осуществляет сервис Glovo.
Варшавский объект Biedronka Express имеет площадь 300 кв.м, на полках, холодильных стеллажах и морозильных камерах находится 1200 наименований товаров. На складе представлены продукты всех самых популярных категорий: от закусок, воды и напитков, специй, косметики, товаров для домашних животных, продуктов гигиены и завтрака до свежих продуктов (мясо, мясное ассорти, молочные продукты, фрукты и овощи). Также ритейлер ждёт лицензию на продажу алкоголя.
В связи с ранней стадией проекта BIEK в компании пока что не хотят раскрывать планы дальнейшего развития.
Так почему же в Украине развитие «тёмных магазинов» практикуют, в первую очередь, сервисы доставки, а не сами ритейлеры? И что в целом стало основным драйвером для запуска объектов формата «dark» в нашей стране?
Мнение эксперта
Михаил Дейнега, CEO Rocket Market:
- Именно формат dark позволяет довольно быстро масштабироваться, поскольку здесь не требуются дополнительные инвестиции в аренду локации с высоким трафиком, местом для гостей, парковки и дизайн помещения. Ну а карантин и локдауны лишь катализировали развитие сервисов доставки.
Растущий спрос и карантинные ограничения выработали новые привычки, и все больше людей готовы заказывать продукты питания и другие товары из супермаркетов. Однако, если заказы собирать по существующему торговому залу супермаркета, высока вероятность недовоза, так как без больших инвестиций в “умное” торговое оборудование невозможно отследить, какие товары находятся в корзинах покупателей. Кроме того, существующий торговый зал создан скорее для увеличения продаж, а не для скорости сборки (покупки), поэтому в итоге покупатель долго ждет заказа, и не получает всего, что заказал. И ему все равно придется идти в магазин. Как раз эти проблемы решает формат dark store, где нет покупателей, а склад и софт созданы для того, чтобы собрать заказ менее, чем за 2 минуты.
На мой взгляд, классическому ритейлу сложно перестроится. Нужны другие площади: больше, чем магазин у дома, но меньше, чем у супермаркета. Локации должны находится прямо посреди спальных районов, в жилых домах: таких помещений недостаточно на рынке. Кроме того, технологии здесь являются ключевым вызовом. Как склад, так и софт должны быть ориентированы на скорость доставки. Разработка платформы под dark store потребует существенных инвестиций и времени. Я думаю, что сервисы доставки более готовы к таким изменениям и обеспечены ресурсами разработчиков.
Евгений Нетреба, коммерческий директор сервиса доставки Zakaz.ua:
- Основным драйвером является желание компаний приблизить и ускорить доставку продуктов или готовых блюд своим клиентам. Именно концепция «dark» позволяет осуществить услугу доставки за считанные минуты. А также это намного легче и быстрее, чем, к примеру, везти пиццу из ресторана за 10 км от клиента.
Размещать «dark» объекты необходимо в максимально густонаселенных районах. Но в этом есть определенный уровень сложности, потому что не всегда такие объекты подлежат санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам. Они также должны быть оборудованы мощной электросетью, чтобы вся техника работала исправно. То есть эта модель интересна, но она тяжело масштабируема.
Сервисам доставки запуск такого формата выгоден. Если приблизить доставку из точки А до конечного клиента, то, конечно, их юнит-экономика улучшается.