Опубликовано

Украина резко увеличила экспорт голубики в 2021 году

Теги:
голубика
фрукты
Фото:
east-fruit.com

При этом цена на ягоду заметно снизилась.

По информации аналитиков EastFruit, Украина в 2021 году увеличила экспорт голубики в натуральном измерении на 65% по сравнению с 2020 годом. Однако при этом объёмы экспорта свежей голубики были на 18% ниже, чем в рекордном 2019 году. Также следует отметить неприятную для украинских экспортёров тенденцию снижения цены на голубику — в 2021 году средняя экспорта цены на голубую ягоду была в среднем на 9% ниже, чем в 2020 году.

"Мы вынуждены констатировать ухудшение структуры экспорта голубики из Украины. География экспортных поставок этой ягоды, к сожалению, демонстрирует крен в сторону непрямого экспорта, а реализации её в Польшу и Беларусь. Польские же посредники в дальнейшем перепродают эту ягоду в другие страны ЕС, зарабатывая на украинской ягоде дополнительные средства. Беларусь, в свою очередь, перепродаёт украинскую голубику на рынок России. И вот на эти две страны пришлось сразу 65% всего экспорта украинской голубики. Третьим крупнейшим импортёром украинской голубики стали Нидерланды — тоже крупный посредник. Поэтому более 70% голубики из Украины экспортировалось в страны-посредники и лишь около одной трети — в страны-потребители", — говорит Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

«Если учесть, что площади под голубикой в Украине, по разным оценкам участников и экспертов рынка, растут на 600-700 или даже 1000 гектаров ежегодно, мы должны были ожидать роста экспорта до уровней выше 2019 года в 2021 году. Однако этого не происходит. И я не думаю, что главная причина состоит в росте ёмкости внутреннего рынка, хотя эта тенденция в последние годы действительно присутствует. На мой взгляд, главная причина состоит в том, что наши производители пока не могут «нащупать» эффективную технологию выращивания этой ягоды, имеют проблемы с консолидацией объёмов, охлаждением и доработкой и недостаточно усилий прилагают для её маркетинга, прежде всего на внешних рынках. Это подтверждают и данные о реализации более чем 70% ягоды странам-посредникам, а значит, наши производители недополучили миллионы долларов выручки", — отмечает Андрий Ярмак.