Журнал All Retail задал представителям сферы розничной торговли вопрос о работе иностранных ритейлеров в нашей стране
- Фото:
- glavcom.ua
- Немецкий Lidl накануне дал понять, что рассматривает возможный выход на рынок Украины. Как Вы считаете, подходящее ли сейчас время для экспансии международных операторов на территории нашей страны
Андрей Курский, СЕО компании Zakaz.ua:
«Выход международных сетей на рынок Украины говорит о перспективности и экономическом развитии нашей страны.
Иностранные компании анализируют и оценивают потенциальные возможности своего расширения в том или другом регионе. И если открывают свой бизнес у нас - значит украинский рынок им интересен для своей экспансии.
Мы рады, что в Украине появится еще одна международная продуктовая сеть. Насколько я знаю, у Lidl очень высокие требования к качеству и безопасности продуктов.
Они жестко инспектирует своих поставщиков в вопросах соблюдения стандартов качества поставляемых товаров. То есть выход еще одной сети с качественными продуктами питания лишь положительно повлияет на развитие нашего рынка.
В целом запуск новых продуктовых сетей – это здоровая конкуренция и стимул развиваться для всех существующих представителей ритейла. Например, у компании Zakaz уже есть концепт совместной работы, который мы готовы обсуждать в случае выхода немецкой продуктовой сети Lidl на рынок Украины».
Владимир Матяш, генеральный директор торговой сети «Эконом»:
«Практически все ритейл-издания высказались про начало работы Lidl в Украине. Сколько людей – столько и мнений. Думаю, что в любое время есть как свои плюсы, так и свои минусы. Поэтому лучшее время для начала любого действия - это сегодня, здесь и сейчас. Не попробуешь, не начнёшь – так и не узнаешь, что получится.
Модель Lidl-а актуальна на текущий момент для Украины – доходы населения падают, цены растут. При таких обстоятельствах дискаунтер поможет решить проблему покупки товаров подешевле. Получится ли у Lidl это сделать, посмотрим – с какими поставщиками будут работать, какие торговые марки пойдут на их условия, как смогут завести и растаможить свой СТМ и при этом остаться дешёвыми, как успешно будут выбирать локации.
Мой прогноз – ни в этом, ни в 2022 году Lidl в нашей стране не откроет ни одного магазина».
Виктор Средний, операционный директор линии магазинов EVA:
«Европейские сети нередко объявляют о намерении выйти на рынок Украины. Но розничная торговля в нашей стране во многих ключевых сегментах рынка уже давно структурирована. Есть крупные ритейлеры с удобным для клиентов расположением торговых площадок и товарными предложениями, которые отвечают различным уровням потребностей.
Практически все действующие крупные операторы розничного рынка Украины десятилетиями выстраивают покрытие, Supply Chain Management, накапливают лояльную клиентскую базу, нанимают и обучают персонал. За каждым из этих процессов стоит большая работа и колоссальный опыт. Любому, пусть даже очень крупному и успешному европейскому оператору, безусловно, придется столкнуться с серьезной конкуренцией. Сложно сейчас назвать ниши, которые международные сети могли бы легко и быстро занять. Возможно, именно этим и объясняется тот факт, что большинство их заявлений об экспансии так и остаются намерениями. Если какой-либо из международных операторов все же примет решение выйти на рынок Украины - это будет достаточно длинный, тернистый путь, который в конечном итоге сделает сильнее и отечественных ритейлеров».
Игорь Заболоцкий, ведущий эксперт компании Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости:
«За последние 4 года более 30 международных брендов вышли на украинский рынок. Среди самых громких – в августе 2018 года был открыт первый магазин H&M в киевском ТРЦ Lavina Mall. Шведская компания IKEA, крупнейший в мире ритейлер мебели и товаров для дома, 1 февраля текущего года открыла первый магазин в Украине – в киевском ТРЦ Blockbuster Mall.
Привлекательность рынка Украины для международных брендов формируют потребительские настроения и покупательская способность. За последние годы уровень средней заработной платы стремительно растет. В июне 2021 года средняя зарплата достигла рекордного уровня и составила 14 313 грн, увеличившись за год почти на 24%.
Согласно данным международных ритейлеров, которые ведут деятельность, в том числе и на украинском рынке, можно утверждать, что на момент снятия строгих ограничительных мер, уровень продаж в Украине в процентном соотношении (период к периоду) выше, чем в большинстве других европейских стран, что добавляет оптимизма.
Индекс потребительских настроений (ИПН) является важным индикатором оценки конъюнктуры рынка. Несмотря на карантинные ограничения в сравнении с прошлым годом потребительские настроения сохраняют положительную динамику. По состоянию на сентябрь 2021 года показатель составил 69,1, что на 2,5 пункта ниже, чем в сентябре 2020 года. Снижение обусловлено ухудшением компонента экономических ожиданий на фоне новостей о новой волне COVID-19».
Константин Олейник, руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG:
«На территорию Украины за годы независимости уже заходили международные сетевые операторы продуктов питания, но большинство из них - несмотря на длительность работы в стране - так и не развили обширную сеть супермаркетов.
Так, у METRO Cash & Carry, открытой в 2003, к 2021 году функционируют 26 магазинов. У сети «АШАН», открытой в 2008 году – 19 гипермаркетов (с учетом выкупленных магазинов «О’КЕЙ» и «Караван»). У сети BILLA, открытой в 2000 году, на момент поглощения в 2020 г. сетью NOVUS было 35 супермаркетов.
Кроме того, ранее Украину покинули продуктовые сети «Перекресток», «О’КЕЙ».
Как мы видим, за 13-20 лет истории международные сети не смогли проникнуть даже во все областные центры, не говоря уже о городах районного значения. Поэтому, несмотря на практически безграничные финансовые возможности для развития, иностранные игроки почему-то не спешат c активной экспансией.
Насколько серьезную конкуренцию они смогут составить успешным украинским сетям – АТБ, Fozzy Group, «Наш Край», «КОЛО», «Рукавичка» – вопрос риторический.