В ЕС введено в действие новое органическое законодательство
- Фото:
- npr.org
С 1 января 2022 года в ЕС введен в действие новый Регламент Европейского Парламента и Совета (ЕС) № 2018/848 об органическом производстве и маркировке органических продуктов.
Ключевые изменения, которые можно выделить в новом Регламенте, — расширение сферы его применения, усиление ответственности операторов в случае возникновения подозрения в загрязнении продукции, переход от эквивалентности к равнозначности и установлению требований к групповой сертификации.
Разбираемся подробнее, что изменилось и какие последствия могут быть для украинских органических производителей.
Структура нового органического законодательства
Необходимо понимать, что речь идет о системе органического законодательства, а не о отдельном регламенте. Упомянутый выше Регламент № 2018/848 был принят 22 мая 2018, но решение о пересмотре законодательства было принято еще в конце 2011 года. Первая версия нового регламента была представлена Еврокомиссией в марте 2014 года, но до сих пор приняты еще не все необходимые нормативные акты.
Если ранее система органического законодательства состояла из нескольких регламентов, в основе которых были три ключевых Регламента № 834/2007, № 889/2008 и № 1235/2008, то в новом законодательстве все нормативно-правовые акты сгруппированы в соответствии с разделами основного регламента. То есть правила производства (растениеводство, животноводство, пищевые продукты, корма, аквакультура), репродуктивный материал растений и семян, контроль, торговля с третьими странами и т.д.
Около 50 статей основного Регламента №2018/848 содержат ссылки на делегированные акты и акты внедрения. В общей сложности должно быть введено в действие 24-25 правовых актов, около 20 уже вступили в силу, а некоторые еще находятся в процессе принятия.
Расширение сферы действия законодательства или подлежащего сертификации
По-прежнему сфера действия органического законодательства распространяется на следующие три категории:
- живые или непереработанные сельскохозяйственные продукты, включая семена и другой репродуктивный материал растений;
- переработанные сельскохозяйственные продукты для использования в качестве пищевых продуктов;
- корма.
В отдельном приложении к новому регламенту приводятся категории других продуктов, которые теперь могут быть сертифицированы по органическому законодательству. Речь идет о продуктах, тесно связанных с сельским хозяйством.
В этот перечень вошли дрожжи для использования в качестве пищевых продуктов/кормов, мате, виноградные листья, сердцевина пальмового дерева, побеги хмеля, коконы шелкопряда, натуральные резины и смолы, эфирные масла, пробки, хлопок, шерсть, шкуры, традиционные травяные препараты. на растительной основе.
Впервые в список также внесены морская соль и другие соли, используемые в пищевых продуктах и кормах, хотя раньше соль, как и вода, не подлежали сертификации.
Сфера действия законодательства по-прежнему не распространяется на деятельность общепита. В таких случаях могут применяться национальные или частные стандарты.
Что означает переход от эквивалентности к равнозначности
Эта норма напрямую касается третьих стран, которые экспортируют свою продукцию в ЕС, в том числе и в Украину. Существуют параллельно две системы, по которым можно будет осуществлять экспорт органической продукции в ЕС. Первая – это торговые соглашения с третьими странами.
Мы недавно писали, что в мире сейчас насчитывается около 15 двусторонних соглашений, полностью или частично признающих стандарты и, соответственно, разрешающих оборот органической продукции. Такие соглашения, согласно новому регламенту, должны быть пересмотрены в течение следующих 5 лет.
Вторая система – это равнозначность стандартам ЕС. Если до этого времени украинские производители проходили сертификацию в соответствии с требованиями, эквивалентными стандартам ЕС, то вскоре от них потребуется полное соответствие стандартам ЕС.
В течение следующих трех лет органы сертификации, осуществлявшие деятельность в третьих странах, должны пройти аккредитацию по новому законодательству ЕС. Это касается и тех органов, которые сейчас работают в Украине.
Основная цель перехода на равнозначность – усиление контроля и ответственности в сфере органического производства, обращения и маркировки органической продукции.
Ужесточение ответственности операторов в случае возникновения подозрения в загрязнении продукции
ЕС усиливает контроль за оборотом органической продукции и устанавливает четкие шаги для операторов и их органов сертификации в случае возникновения подозрения в загрязнении неразрешенными продуктами и веществами. При этом значительная ответственность возлагается на самого оператора – от идентификации такой продукции до всестороннего сотрудничества с органом сертификации. Последний, в свою очередь, должен сообщить компетентному органу о начале расследования и проинформировать о его результатах.
Орган сертификации в случае подтверждения подозрения может запретить введение такой продукции в обращение как органической или даже снова начать отсчет переходного периода. Например, относительно земли, на которой были использованы протравленные семена или использованы запрещенные в органическом производстве вещества.
Ранее, в течение ноября-декабря 2021 года, было проведено несколько онлайн информационных мероприятий о новом органическом законодательстве в ЕС (при поддержке Швейцарии в рамках программы «Органическая торговля ради развития в Восточной Европе (OT4D)» ), внедряемой IFOAM — Organics International в партнерстве с HELVETAS Swiss Intercooperation и Исследовательский институт органического сельского хозяйства (FiBL, Швейцария).
Более подробно ознакомиться с изменениями в органическом законодательстве ЕС:
- Регламент Европейского Парламента и Совета (ЕС) № 2018/848 (англ.)
- Презентация «Новый Регламент (ЕС) 2018/848 об органическом производстве» . IFOAM – EU Group (укр.)
- Презентация «New Organic EU Regulations — An introduction for stakeholders from Ukraine, Albania and Serbia» . Tom Nizet. (англ.)
- Наиболее часто задаваемые вопросы об органическом законодательстве (англ.)