Опубликовано

Французские приключения. «Ашан» залез в убытки в Украине. Почему быть гипермаркетом с низкими ценами теперь невыгодно

Теги:
Ашан
FMCG
Фото:
RAU

Наращивая долю украинского рынка, Ашан едва его не потерял. Как компания стала убыточной и что планирует делать дальше?

Как пишет украинский Forbes, в апреле 2022-го в Украине может стать на два гипермаркета Ашан меньше. Торговые точки закроются в Запорожье и Кривом Роге.

Сама компания заявила, что не закрывает, а ищет для своих гипермаркетов другие локации из-за того, что не удалось договориться с арендодателем.

В компании Arricano, с чьими ТРЦ Солнечная Галерея и City Mall в Ашане закончились контракты, говорят, что большой формат становится неактуальным. По словам директора по коммуникациям Arricano Елены Обухивской, запрос на большие супермаркеты среди покупателей снижается. Это уже не конкурентное преимущество. Люди, по ее словам, больше покупают готовую еду с собой на фуд-кортах, в специализированных магазинах или в «магазинах у дома».

Однако это не единственные бизнес-проблемы французского ритейлера в Украине. Компания с 2018 года убыточна, прибыль была всего за три квартала 2021 года.

Проблемы роста

Первый гипермаркет Ашан компания открыла в Украине в 2008-м и в последующие годы активно наращивала долю рынка. Самый большой скачок произошел в 2017-м, когда Ашан купил девять гипермаркетов Караван. Это объекты общей площадью 58 000 кв. м работали в пяти городах, четыре из которых для ритейлера были новыми. Также компании достались помещения дискаунтера Topmart, на месте которых в 2018-м французская сеть запустила новый для себя формат — магазин возле дома «Мій Ашан».

За 2017-18 годы Ашан открыл в Украине всего 16 магазинов, доведя их количество до 27-ми. Их общая площадь составляла более 189 000 кв. м.

Экспансия мгновенно подняла компанию в лидеры среди ритейлеров по суммарной площади. Ашан стал третьей сетью по величине торговой площади после АТБ-маркет и Fozzy Group. Быстро росла и выручка — на 37,2%, до 15,5 млрд грн. Но вместо прибыли в 2018 году сеть получила 904 млн грн убытков.

В самой компании говорят, что тогда убытки перевалили за миллиард. В 2019 году ритейлер начал закрывать гипермаркеты и поставил экспансию на паузу. Первым стал объект в ТРЦ Sky Mall. И это несмотря на то, что убытки, по данным компании, сократились почти наполовину.

Как сообщила CEO Ашан Украина Виктория Луценко, после покупки сети в компании сосредоточились на операционных процессах, чтобы вывести приобретенные магазины на прибыльность. Сеть Караван оказалась сложной покупкой, и к моменту приобретения получала большие убытки. Поэтому цена наращивания доли рынка, по словам основателя и управляющего партнера группы компаний PM Partners Максима Прохорова, оказалась для Ашан высокой.

В 2019 году выручка Ашан в Украине уменьшилась на 8,3%, до 14,2 млрд грн. Между тем, конкуренты, наоборот, наращивали выручку, а рынок розничной торговли в Украине увеличился на 19%, до 795,2 млрд грн, как подсчитали в Госстате.

В 2020 году ритейлер закрыл еще один гипермаркет в харьковском ТРЦ Магелан. В ТРЦ появился новый владелец, который решил закрыть его на ремонт, а для Ашана это означало новые убытки.

Нашествие малых форматов

Из-за эпидемии COVID-19 и локдаунов изменилась логистика покупателей. Как пояснили в Ашане, потребители желают покупать быстрее, поэтому не очень хотят идти в крупные торговые объекты. Стали востребованы меньшие форматы — магазины у дома и минимаркеты. Их количество в 2020 году увеличилось почти на четверть — подсчитали в GT Partners Ukraine.

В пандемический 2020 год выручка Ашан в Украине сократилась на 0,7%, до 14,1 млрд грн. Его большие по площади магазины зарабатывают на обороте, у них значительно меньшая средняя наценка, чем у классического супермаркета, говорит ведущий эксперт Colliers Ukraine по торговой недвижимости Игорь Заболоцкий. То есть Ашан нужно гораздо больше продавать на квадратный метр и обслуживать больше покупателей.

ТРЦ может на месте одного Ашана открыть два магазина, говорит соучредитель компании по управлению коммерческой недвижимостью Retail.Pro Артем Ретин. К тому же французский ритейлер снимает площади по более низким арендным ставкам, чем другие супермаркеты классического формата.

«Пришло время оптимизации аренды, товара и персонала, — объясняет Ретин. — И все сжались».

Трансформация как ответ на изменения

Оптимизацию начал и сам Ашан. Виктория Луценко, возглавившая компанию в 2018 году, говорит, что первые 10 лет Ашан исполнял роль дистрибьютора между поставщиком и покупателем, выкладывая максимальный выбор товара на полке. Этого уже мало и в компании начали заботиться о клиентском опыте, эмоциях, осваивать новые форматы. Среди таких новых форматов — минимаркет Pick Up Point. Его запустили в начале 2020-го. Это не только физический магазин площадью 40 кв. м, но и точка выдачи онлайн-заказов из гипермаркетов. В них французский гигант также может быстро менять ассортимент под нужды покупателя.

«В этом двустороннем формате экономия времени клиента», — объясняет Луценко. Она говорит, что это увеличило количество покупателей, пользующихся доставкой онлайн. По ее словам, каждый третий клиент Ашан заказывает товары через интернет. Больше всего таких заказов в больших городах.

В прошлом году в таком формате заработало 13 точек, а количество магазинов всех форматов, по данным GT Partners Ukraine, достигло 40. В 2022 году количество малых форматов запланировано довести до 50. Что касается гипермаркетов, то от них ритейлер не планирует отказываться, но конкретных планов по их открытию пока нет.

В 2022 году Ашан продолжит обновление старых концептов, открытых более 10 лет назад. В прошлом году началась реновация гипермаркета в ТРЦ Ocean Plaza в Киеве. В этом году начнется в столичном гипермаркете по проспекту Степана Бандеры. Изменят не только их внешний вид, но и внутреннее заполнение торговых залов. Цель ритейлера — сделать так, чтобы потребитель закупился с комфортом и максимально быстро.