Ренессанс жесткого дискаунтера: чем обернулись приключения MERE в Украине?
Иногда ритейлеры для успешного развития своей сети прибегают к различным приемам. Мы конечно, не имеем в виду что-то запрещенное, но к примеру, запуск собственного магазина на месте конкурента – этот метод для торговца в порядке вещей. А для нас уже давно привычное — дело писать о таких действиях розничных операторов.
Не изменяя своей традиции, в этот раз мы так же взялись анализировать ситуацию с бывшими площадками российской сети MERE. Но в ходе анализа подметили закономерность — уход MERE из Украины оставил после себя почву для экспансии другим представителям формата жесткого дискаунтера. Плодородной ли окажется эта почва — покажет время. Но к этому мы ещё вернёмся.
Как мы знаем, сеть дискаунтеров MERE за последние 2 года дважды пыталась покорить вершины украинской розницы, но дважды оставалась ни с чем.
Первый свой шаг в Украину MERE сделал ещё в августе 2020 года, в николаевском ТЦ «Амстор». Но в этой локации магазину не судилось долго проработать — он вскоре закрылся, хотя в сети тогда говорили, что это временно.
Второй раз сеть MERE решила попробовать свои силы в Украине уже в текущем году, и успела открыть три дискаунтера. Помнится, это событие наделало много шума не только в СМИ, но и на политическом уровне. В итоге на российскую сеть были наложены санкции, и российскому оператору ничего не оставалось, как свернуть деятельность и уйти из нашей страны. Помимо того, о некоторых локациях, где работали магазины MERE, отечественное ритейл-сообщество говорило со скепсисом, намекая на неудачность их расположения и связанную с этим нерентабельность — что тоже могло повлиять на решение закрыться.
И все же, быстрый уход MERE из рынка Украины больше обусловлен политическими факторами или особенностями выбранных ими локаций?
«Резкий выход MERE с рынка — это совокупность факторов, но, по моему мнению, политические риски здесь были основными» — говорит Артем Ретин, управляющий партнер консалтинговой компании Retail.Pro. Эксперт считает, что если бы украинский филиал сети и дальше принимал такие «странные» решения относительно открытия магазинов, то компанию ждал аналогичный результат — только с еще большими потерями. «Большинство их открытых супермаркетов находились в жутких локациях и были больше похожи на оптовые склады, чем на магазины самообслуживания, к которым привык требовательный украинский потребитель», — недоумевает господин Ретин.
Но, на всякий товар найдется свой покупатель — так случилось и с площадками MERE.
Недолго пришлось пустовать бывшему помещению MERE в Белой Церкви: 27 ноября на его месте заработал магазин сети «Грошик». Торговая площадь этого дискаунтера чуть более 800 кв. м.
Напомним, сеть «Грошик» развивается запорожским ритейлером «Эконом Плюс», а первый такой дискаунтер компания запустила весной текущего года. Сейчас в сети «Грошик» числится четыре торговых объекта.
Для компании «Эконом Плюс» решение воспользоваться освобожденной площадкой MERE в Белой Церкви стало воплощением стратегии относительно экспансии в городах присутствия ритейлера.
«Белая Церковь – большой город, в нем проживает около 200 тыс. жителей и здесь уже работает 5 наших магазинов. Поэтому открытие «Грошика» является для нас реализацией нашей стратегии по открытию магазинов в тех городах, где у нас уже есть присутствие. Еще до того, как мы решили взять этот объект, мы рассматривали разные локации в Белой Церкви – и одна из них также была на бульваре Грушевского. Место отвечает нашим требованиям для «Грошика»: рядом есть дорога, жилой массив, недалеко находится автовокзал. Грех было не пользоваться таким шансом», — говорит Владимир Матяш, генеральный директор «Эконом Плюс».
Ещё один бывший объект MERE взяла «в оборот» западноукраинская сеть жестких дискаунтеров «Дивоцін». 15 декабря этот ритейлер открыл свой магазин в Павлограде Днепропетровской области — на территории ТЦ «Гулливер».
По логике, дальше мы должны были бы перейти к следующему торговому оператору, которой взял под своё крыло третий и последний объект MERE. Но, как оказалось, «Дивоцін» открыл на месте MERE два своих магазина: ещё один свой дискаунтер компания запустила 17 декабря в Никополе — по улице Богуна, 6. Отметим, что в Никополе изначально должно было работать два магазина MERE, но успел открыться лишь объект по улице Патриотов Украины, 175-А (а локацию на ул. Богуна российский ритейлер себе «зарезервировал», но так и не сдал в эксплуатацию).
Примечательно, что для сети «Дивоцін» запуск магазинов в Павлограде и Никополе ознаменовал выход в новый регион страны – Восточную Украину. Ранее полем для экспансии «Дивоціна» была исключительно западная часть нашей страны. Кроме того, открытие двух новых магазинов на Востоке увеличило общий портфель активов этого ритейлера до 9 торговых объектов.
Наконец-то речь пойдет о последней «работавшей» площадке MERE - все в том же Никополе, на улице Патриотов Украины, 175-А. К слову, здесь российский ритейлер успел поработать дольше всего – с мая по сентябрь 2021 г.
Впоследствии 24 декабря в этой локации свой очередной дискаунтер открыла сеть магазинов «ПЮРЕ». Подобно ситуации с «Дивоціном», открытие «ПЮРЕ» в Никополе стало для этого ритейлера первым опытом работы в новом регионе. Проект «ПЮРЕ» принадлежит собственникам из Юга — компании «Таврия В», которая до недавних пор вела деятельность исключительно в родном для себя регионе (а также в городе Хмельницкий).
Есть ещё один интересный момент по поводу экспансии MERE, который нельзя оставлять в тени. Помните, как летом представители российского оператора заявляли о планах открыть в Украине не менее 40 своих дискаунтеров? По факту заработало только три магазина. Но, как оказалось, сеть успела «застолбить» для себя в Украине намного больше локаций. Одной из них как раз и была площадка в Никополе — по улице Богуна. Кроме того, в Черновцах ритейлер «присмотрел» объект по улице Елены Пчилки, 5, где ранее работал супермаркет «Фуршет». О скором открытии здесь MERE даже сообщали на рекламной вывеске — но магазин так и не заработал, а сейчас это место пустует.
Адресов и дальнейшей судьбы остальных локаций, которые зарезервировали для себя в MERE, нам раздобыть не удалось. Но судя по анализируемых нами площадкам, их вполне могут взять «в оборот» другие представители концепта дискаунтеров, которых — по чистой случайности или нет — активизировал уход российского оператора.
Мнение эксперта
Олег Карвацкий, совладелец сети магазинов «Дивоцін»:
"Выход, уход и - самое главное — санкции РНБО относительно MERE послужили медиа бустером формату жесткого дискаунтера. Сейчас в этот формат входят многие — пробуют на ощупь, так сказать. Экономика формата крайне сложная: ее усугубляют отсутствие рынка недвижимости, а также особенности регионов, где такие магазины могут попросту «не пойти». В целом, этот формат ещё не распробован «новенькими» - в прошлом были разочарования, будут они и в будущем".
Владимир Матяш, генеральный директор торговой сети «Эконом»:
"Концепт жесткого дискаунтера сейчас тестируют многие сети. Этот формат развивается во многих странах.
Наш опыт показывает, что такие магазины имеют своего клиента и имеют потенциал для развития. Как дальше будет развиваться этот формат — будет зависеть от наших покупателей. Сейчас потребители пробуют для себя этот формат и отзывы у них неоднозначны. Многие покупатели хотят видеть широкий ассортимент и товары известных торговых марок, при этом дискаунтер предлагает небольшой ассортимент по низким ценам на малоизвестные товары".
______________________________________________________________________________________________________________
Автор: Юлия Макшанова, All Retail