Опубликовано

Biedronka — крупнейшая сеть дискаунтеров в Центрально-Восточной Европе

Рынок Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по-прежнему находится в сфере интересов коммерческих брендов, поскольку потребители из этого региона ищут «соотношение цены и качества» (от англ. - value for money).

Дискаунтеры все чаще обращают свой взор на торговые парки и торговые центры. В период с начала 2020 года до середины 2021 года в указанном выше регионе было открыто более 1350 новых торговых объектов. Это данные нового отчета компании Colliers «ExCEEding Borders / CEE-16 Retail — Alive and Kicking».

- «Несмотря на продолжающуюся пандемию, положительное отражение в ВВП наблюдается во всех странах региона ЦВЕ. Однако растущая инфляция и проблемы с глобальной цепочкой поставок приводят к увеличению стоимости товаров и услуг. Это усугубляет проблемы, с которыми сталкиваются производители, ритейлеры и, в конечном итоге, сами потребители. Поэтому все игроки розничного рынка должны быть готовы к вызовам и адаптации к новой реальности», — говорит Кевин Турпен, директор отдела исследований региона Центральной и Восточной Европы компании Colliers.

Эксперт добавляет:

- Поскольку долгосрочные последствия пандемии все еще неизвестны, растет важность небольших торговых центров и торговых парков, которые очень популярны среди потребителей в это трудное время. Эту тенденцию подтверждает большое количество объектов, находящихся в стадии строительства или на завершающей стадии планирования.

Несколько девелоперов, в том числе местных, активизировали свою деятельность в этом сегменте рынка. К ним относятся Immofinanz, Saller, EDS RP, Trei Real Estate и Fidurock. Однако следует отметить, что степень развития сегмента небольших объектов и торговых парков различается в отдельных странах Центральной и Восточной Европы.

- На более зрелых рынках мы фиксируем девелоперскую активность даже в городах с населением менее 50 тыс. человек, — говорит Кевин Турпен.

Небольшие торговые парки ориентированы на локальных клиентов, которые их регулярно посещают, поэтому основными арендаторами таких объектов являются продуктовые или непродовольственные дискаунтеры. Этот тренд относится как к торговым паркам в крупных городах, так и к объектам в небольших населенных пунктах. Это результат изменения покупательского поведения жителей Центральной и Восточной Европы.

- Пандемия заставила клиентов чаще посещать объекты, расположенные недалеко от дома. В основном это связано с экономией времени и готовностью эффективно удовлетворять основные потребности клиента, — говорит Катажина Каминска-Нобис, заместитель главы отдела розничных площадей агентства Colliers в Польше.

Также растет интерес дискаунтеров к размещению магазинов в традиционных торговых центрах – пишет издание WH.pl

- Дискаунтеры также все чаще заходят в торговые центры, владельцы которых несколько лет назад неохотно вводили в свои помещения бренды эконом-сегмента. Мы наблюдаемые изменения в поведении потребителей, а также усиление позиций этого типа брендов заставили ритейлеров изменить свою стратегию и начали воспринимать их как важный элемент диверсификации своего ассортимента, привлекая большее число клиентов, — объясняет Катажина Каминска-Нобис.

Лидеры ритейла в регионе ЦВЕ

В регионе ЦВЕ, который объединяет 16 стран, сегодня действует более 30 сетей продуктовых дискаунтеров. Однако стоит отметить, что разница между дискаунтерами и супермаркетами постепенно стирается. Некоторые продовольственные дискаунтеры начали изменять свое первоначальное предложение, чтобы иметь возможность конкурировать с традиционными супермаркетами. В то же время, некоторые супермаркеты изменили свою стратегию и стали уделять основное внимание маркетингу «самых низких цен», предлагая продукцию собственных торговых марок.

По данным компании Colliers, с начала 2020 года до конца первой половины 2021 года в Центральной и Восточной Европе было открыто более 1350 продуктовых дискаунтеров. Это подтверждает, что регион все еще находится на пути развития и способен принять много новых торговых объектов.

По количеству магазинов в регионе ЦВЕ лидером среди ритейлеров является сеть Biedronka, принадлежащая португальской компании Jeronimo Martins с более чем 3,1 тыс. магазинов в Польше. На втором месте находится немецкая компания Lidl, принадлежащий Schwarz Group, с более чем 2 тыс. точек. Замыкает подиум крупнейший продуктовый ритейлер Украины – сеть «АТБ-Маркет». Немецкие бренды Kaufland, Aldi, представленные в Польше как Aldi Nord, а в Венгрии как Aldi Süd, а также сеть Penny, работающая в Чехии, Венгрии и Румынии, также имеют сильные позиции в регионе.

- Рынок дискаунтеров в Польше уже насыщен, но возможности для развития, впрочем, еще присутствуют. Торговые сети сосредотачивают свое внимание на локациях в жилых районах крупных городов. Это направление экспансии вынуждает ключевых игроков — таких, как сети Biedronka и Lidl - проявлять эластичность и адаптировать свои форматы к соответствующим локациям, — объясняет Магдалена Крушчель, заместитель главы агентства Colliers в Польше.

Лидеры непродовольственных товаров

В Центральной и Восточной Европе существует более 45 сетей дискаунтеров непродовольственных товаров. Самая большая по количеству магазинов — это группа Pepco, представленная в 11 странах и насчитывающая почти 2,5 тыс. магазинов. KiK - вторая по величине сеть в регионе ЦВЕ, насчитывающая почти 1 тыс. магазинов в 8 странах. Эти сети, наряду с голландским брендом Action и немецкой сетью Tedi, решили выйти на рынки Центральной и Восточной Европы, открывая магазины в торговых парках. Однако в рамках своего быстрого развития они также ищут новые возможности в традиционных торговых центрах. Среди непродовольственных лидеров также можно отметить сети «Аврора» и «Остров Чистоты».

В направлении «интеллигентного шопинга»

В регионе по-прежнему существует огромный потенциал для развития дискаунтеров, который, в частности, связан с трендом «умных покупок». Значительная часть потребителей из Центральной и Восточной Европы выбирают место для покупки в зависимости от цен, что открывает торговым сетям поле битвы за покупателей. Более того, дискаунтеры, очевидно, в меньшей степени пострадали от пандемии, чем традиционные розничные сети. Во многом это связано с техническими условиями — доступу к внешней парковке и индивидуальным входам «с улицы».