Опубликовано

«ЭКО маркет» в деталях: что нового слышно об этой сети?

Недавно сеть «ЭКО маркет» открыла свой обновленный магазин в Борисполе. Для нас такое событие стало поводом подробнее пообщаться с ритейлером. Интересно, что сразу несколько спикеров ритейлера рассказали нам, почему компания решилась на рестайлинг, поделились результатами работы своего интернет-магазина и раскрыли несколько деталей о пилотном проекте Sympatic. Ещё больше подробностей и фактов о сети «ЭКО маркет» читайте в нашем новом интервью.

- Здравствуйте. В конце ноября вы перезапустили магазин «ЭКО-маркет» в Борисполе. Почему для рестайлинга был выбран именно этот объект?

Инна Мирошниченко, СЕО «ЭКО Маркет»:

Инна Мирошниченко

- Добрый день.

Магазин в Борисполе был выбран для «перезапуска» по следующим причинам:

он открыт более 10 лет назад и необходимость его «перезапуска» была очевидна;

в нем есть потенциал в связи с тем, что изначально высокий трафик в этой «географии» перераспределился между сильными конкурентами, открытыми поблизости за последнее время.

- Интересной фишкой обновленного «ЭКО-маркета» стали тележки с подставкой для стаканчика с кофе. Внедрение таких тележек станет своего рода разрешением пить кофе во время шоппинга, учитывая необходимость пребывания в маске в торговом зале?

Иван Прозоров, директор по маркетингу:

Иван Прозоров

- Отвечая на этот вопрос, хотелось бы начать со следующих слов: «ничего нет более постоянного, чем временное». Мы просто с оптимизмом смотрим в будущее и верим, что состояние перманентного карантина скоро закончится, а удобные тележки для «покупок с ароматом кофе» останутся и будут радовать наших покупателей.

- В каких еще городах, кроме Борисполя, Вы планируете обновлять «ЭКО маркеты» в ближайшее время? Стилистика обновленного бориспольского «ЭКО» станет стандартом для дальнейших обновлений? Или Вы будете создавать отдельный дизайн для каждого магазина?

Денис Погорелов, заместитель генерального директора по управлению торговой сетью:

Денис Погорелов

- Мы сторонники системных решений и подходов в ведении бизнеса, поэтому делать отдельный дизайн для каждого магазина не планируем. Для нас магазин в Борисполе — это «тестовая площадка» для отработки решений, в том числе в области дизайна. Все решения, которые докажут свою эффективность, будут применены в будущих «открытиях и перезапусках», приоритетность которых сейчас обсуждается.

— С начала прошлого года многие food-ритейлеры спешно ринулись открывать свои интернет-площадки. Как Вы считаете, сегодня e-commerce для украинских операторов — это больше дань моде или реальный бизнес?

Иван Прозоров: По нашему мнению — ни то, ни другое. Онлайн торговля в продуктовом ритейле в Украине на данный момент — это отражение объективной действительности, глобального тренда перехода «жизни в гаджет». С одной стороны, всё вокруг в последнее десятилетие по чуть-чуть уходило в онлайн; кроме того, этот процесс ускорила пандемия.

С другой стороны, ни для кого не секрет, что особого рынка для food-ритейла — хоть как-то сопоставимого с офлайном — сейчас там нет. Нам кажется, что ситуация вокруг всего происходящего для продуктового e-commerce сейчас заключается в том, что никто не хочет опоздать «на раздел этого пирога» и пытается быть максимально готовым.

— Какая доля в общем объеме выручки «ЭКО» сегодня приходится на онлайн-заказы? Какой средний чек у Вашей онлайн-площадки? И можете ли Вы назвать ТОП-3 самых заказываемых продуктов Вашего онлайн-магазина?

Иван Прозоров: На данный момент времени мы развиваем интернет-продажи посредством привлечения сторонних сервисов — работаем с партнером Zakaz.ua (в этом задействовано 8 наших магазинов большого формата — 3 в Киеве и 5 в регионах), а также со службами доставки Glovo (более 60 магазинов) и Rocket (6 магазинов в тестовом режиме). Продажи через партнера Zakaz.ua достигают до 5% от товарооборота магазинов проекта, но стоит учитывать, что магазин обслуживает весь город. Покупают в основном те же категории, что и в «наземном» магазине, но в большем количестве — овощи и фрукты, свежее мясо; наблюдается небольшой «перекос» в сторону более дорого алкоголя и напитков, что и в итоге совокупно и выводит средний чек на уровень 700 грн (это в разы выше офлайна).

- Сегодня даже крупноформатные сети делают ставки на минимаркеты или магазины у дома: Fozzy Group развивает магазины Foodpod, NOVUS — объекты «Мі маркет», а АШАН — свои маркеты Pick Up Point. Как Вы считаете, почему они так делают? И нет ли у «ЭКО» намерения пойти тем же путем?

Денис Погорелов: Нам кажется, что рост количества магазинов у дома в последнее время связан с совокупностью двух фундаментальных причины:

Украина существенно отстает от «западного мира» с точки зрения количества торговых точек на душу населения. Не факт, что этот показатель в чистом виде достижим в наших реалиях, но сотни открываемых каждый год и потом успешно работающих по всей стране магазинов цивилизованной торговли подтверждают, что расти есть куда.

Влияние глобальной пандемии. Вспомните, как это было особенно в начале: люди поменяли свои привычные маршруты, класса офисных работников и студентов в привычном понимании нет, трафик в больших форматах существенно снизился ... а магазин у дома и онлайн выглядит самым понятным решением в этих условиях.

Что касается намерений идти этим путем, то за последний год мы открыли в киевских «спальниках» 4 магазина под брендом Sympatic, за которыми сейчас пристально наблюдаем и пытаемся понять, нужно ли нам это.

— Кстати, о Sympatic. У Вашей компании в свое время был магазин «Симпатик» в Чернигове, впоследствии закрытый. При этом, недавно появились магазины в Киеве и его окрестностях — но уже с названием латиницей Sympatic. Что собой представляет этот проект?

Денис Погорелов: Sympatic — это наша попытка выйти на рынок магазинов у дома, которая сейчас представлена 4 торговыми точками.

- С недавних пор в Украине начали появляться первые dark stores — магазины без покупателей. Интересно, что в нашей стране «черные» магазины развивают в первую очередь сервисы доставки. Как Вы считаете, почему этим пока не так активно занимаются сами ритейлеры? И станет ли в целом формат dark store существенным конкурентом для традиционных сетевых магазинов?

Инна Мирошниченко: Нам кажется, что сервисы доставки занимаются этим вопросом, поскольку не имеют своих магазинов, которые не так-то просто организовать. А вот организовать по сути склад с модным названием «dark store» проще — тем более, это позволяет им увеличить скорость обработки заказа. Ведь сборка заказа идет не в работающем магазине, где есть покупатели и персонал магазина, а на складе, который технологически приспособлен к этому и где все стоит на полке.

Думаем, что активное развитие этого «фланга» продуктового ритейла будет тогда, когда там сформируется хоть как-то сравнимый с оффлайном рынок и тогда туда «побегут» и сами ритейлеры.

— Насколько для Вашей сети приоритетно развитие направления собственных торговых марок? Какая доля private labels в общем объеме товарооборота сети?

Инна Мирошниченко: На данный момент собственные торговые марки занимают у нас до 4%. Это очень мало, мы понимаем значение этой категории, и планируем ее активно развивать.

— Еще поговорим об экспансии. В середине 2019 г. «ЭКО маркет» открыл целый ряд магазинов на месте объектов сети «Колибрис» — и тем самым упрочил свои позиции в регионе Западной Украины. Тем не менее спустя некоторое время ряд торговых точек было закрыто. Что-то пошло не так?

Денис Погорелов: Нам кажется, что в мире нет «белого и черного» и нельзя однозначно сказать, что что-то пошло не так только потому, что некоторые торговые точки были закрыты — они не подходили по формату и поэтому не смогли гармонично вписаться в систему после ребрендинга. По итогу, это привело к увеличению узнаваемости и силы бренда на национальном уровне, который стал более интересен партнерам, поставщикам и подрядчикам.

— «ЭКО маркет» — полноценный национальный оператор, присутствующих сегодня во многих областях. Исследуете ли Вы уровень восприятия разных ритейл-брендов потребителями? По-Вашему, в каких городах/областях Ваши магазины любят больше всего?

Иван Прозоров: В среднем, каждый житель Украины посещает около 3 разных продуктовых сетей в неделю. И здесь вопрос «не про любовь», а про его «покупательскую роль» в конкретный момент времени и того, кто может ее удовлетворить наилучшим способом.

Если другими словами, то абсолютное большинство на подобный вопрос о любимом автомобиле без подсказки вспомнили бы, например, «Теслу», но большинство ездит на «Дэу Ланос», поскольку по совокупности цена/качество он находится на топовых позициях в Украине. Так какой автомобиль самый «любимый» в Украине? (улыбается — All Retail).

Мы точно можем сказать, что покупатели, желающие купить овощи и фрукты, свежее мясо, социальные товары по самым низким ценам на рынке, знают, что за этими товарами следует идти в ближайший «ЭКО Маркет».

— В целом, какие каналы коммуникации с потребителями Вы используете в своей роботе и считаете сегодня самыми эффективными?

Иван Прозоров: Являясь национальным оператором на рынке, мы в большинстве случаев используем классический для ритейла набор каналов коммуникации, который позволяет строить знание с широкой аудиторией в кратчайшие сроки. Мы есть и оффлайн, и онлайн, на национальных ТВ каналах и в YouTube, используем таргетированные Viber-сообщения, дружим с покупателями в FaceBook и выкладываем «фоточки» в Instagram. Как правило, все зависит от решаемой задачи и сводится к формулировке релевантного покупателю сообщения в нужный нам момент.

- За более чем 20 лет своего существования ландшафт современной розницы в Украине серьёзно изменился. Как Вы думаете, без чего сегодня не выжить ритейлеру — без своей логистики, без большого числа магазинов, без постоянных изменений, без чего-то еще?

Денис Погорелов: Вопрос очень философский и единственно правильного ответа на него быть не может, так как любой ритейл — это совокупность и логистики, и торговых точек, и еще сотен не менее важных факторов, которые в результате перемножения дают результат. И если что-то в этом уравнение равно нулю, то произведение также равно нулю.

Нам кажется, что для ритейла, как и для любого другого бизнеса, важна возможность управлять всеми факторами и добиваться синергетического эффекта от их использования, а на что делать основной акцент — на логистику или количество точек — это вопрос текущего состояния бизнеса и его стратегии.

- Сегодня сеть «ЭКО маркет» насчитывает около 140 торговых объектов в 15 областях Украины. Есть ли у Вас в планах покорять новые регионы? Над чем еще планирует работать в 2022 году команда Вашей сети?

Инна Мирошниченко: Хотелось бы начать с того, что мы реалисты и осознаем наше положение и текущую тенденцию нас относительно рынка ­— это заметно по нашим магазинам, поэтому сейчас нам важно переломить ситуацию и устранить этот дисбаланс в технологиях и сервисе, в уюте и даже во внешнем виде.

Мы не планируем активную экспансию в новые регионы в ближайшее время. Стратегия, которую мы себе ставим — это искать эффективность «внутри себя», а не гнаться за количеством магазинов или квадратными метрами за лидерами. Планируем постепенно и поэтапно обновлять действующие магазины: пример обновленного магазина в Борисполе показал, что в этом есть большой потенциал для роста.

Планируем работать с торговыми площадями. Учитывая, что в нашей сети очень много собственных помещений, будем создавать небольшие локальные торговые центры, которые смогут быть местами притяжения благодаря совокупности сильных соседей. Будем радовать покупателей наилучшими ценами на «фреш» и нестандартными промо, которые в будущем планируем проводить в сети систематически.